Бронепалубные крейсера типа «Бремен»


10 × 105 мм/40 орудий,
10 × 37 мм револьверных пушек или автоматических пушек Maxim-Nordenfelt (заменены на пулемёты MG 08)

Бронепалубные крейсера типа «Бремен» — тип бронепалубных крейсеров[4], входивших в состав Императорских ВМС Германии в 1900-х — 1910-х гг. Участвовали в морских сражениях Первой мировой войны, в ходе которой погибли два корабля этого типа. После её окончания крейсера «Гамбург» и «Берлин» продолжили службу в составе Рейхсмарине. «Любек», из этой же серии, известен тем, что стал первым германским крейсером, оснащенным паровыми турбинами[2].

Военно-морской закон 1898 года санкционировал закладку к 1904 году 30 новых малых крейсеров, крейсера типа «Газелле» — были первыми десять кораблей построенные по этому закону. Тип «Бремен» отличался от них увеличенными размерами и скоростью.

Крейсера типа «Бремен» продолжали линию развития немецких бронепалубных крейсеров, совмещавших в себе функции крейсера-разведчика при эскадре («скаута») и крейсера для службы на отдалённых театрах и в колониях. Корабли отличались хорошей мореходностью и манёвренностью. В то время, как на всех кораблях данного типа в качестве главной энергетической установки были установлены паровые машины с приводом на два гребных вала, «Любек» отличался тем, что на нём, впервые среди крейсеров ВМС Германии, были установлены паровые турбины Парсонса, вращавшие четыре гребных вала (первоначально с восемью винтами на четырёх валах, позднее — с четырьмя)[2].

Именно с этих кораблей началась традиция, не прервавшаяся до исчезновения в Германском флоте самого класса крейсеров, называть немецкие малые крейсера по названиям городов. Титульный город брал шефство над своим крейсером, на спуск на воду корабля приглашался бургомистр города[5].

Крейсера имели нормальное водоизмещение 3278 т, полное — 3816 т, длину 110,6 м по ватерлинии (111,1 м — максимальную), ширину 13,3 м, осадку 5,28 — 5,68 м. Двойное дно шло на 56 % длины корпуса. Корпус был разделён на двенадцать основных отсеков. Первоначально корабли имели штатную численность экипажа четырнадцать офицеров и от 274 до 287 нижних чинов, в военное время экипаж был увеличен до 19 и 330 соответственно[1].