Брукс, Мел


Мел Брукс (англ. Mel Brooks, при рождении Мелвин Джеймс Каминскиангл. Melvin James Kaminsky; род. 28 июня 1926[1][2][…], Бруклин, Нью-Йорк[4]) — американский кинорежиссёр, сценарист, актёр и кинопродюсер, известный благодаря своим кинопародиям и фильмам-фарсам, таким как «Молодой Франкенштейн», «Космические яйца», «Сверкающие сёдла» и другим. Лауреат премии «Оскар» (1969) за оригинальный сценарий к своему режиссёрскому дебюту «Продюсеры». В 2024 году Мел Брукс был удостоен премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе[5].

Мелвин Джеймс Камински родился в Нью-Йорке (США), в семье иммигрантов из бывшей Виленской губернии. Первым языком будущего актёра был идиш, который он впоследствии использовал в своих комедиях (наиболее известен в его исполнении говорящий на идише вождь индейского племени, в картине «Сверкающие сёдла»). После того как его отец Макс, работавший судебным курьером умер, когда Мелу было два года, заботы о многодетной семье и воспитании детей взяла на себя их мать Кейт[6]. Детство провёл в Бруклине, в районе Уильямсберг, по вечерам часто посещая кинотеатры, где шли немые комедии с участием Чарли Чаплина.

После службы в армии работал в Лас-Вегасе уборщиком в казино, пока однажды, по просьбе директора — не вышел на сцену вместо артиста стенд-апа. Первоначально выступал под фамилией матери — Брукман, позднее сократил его до Брукс. Так же — он играл на барабане у Бадди Рича, потом стал актёром и позже — режиссёром, потом работал на телевидении, ставил собственное телевизионное шоу, написал несколько сценариев для «Маппет-шоу» (там же озвучивал одну из кукол — профессора Крассмана), сериала «Напряги извилины».

Первый фильм «Продюсеры» (1968), о продюсерах-аферистах — принёс ему «Оскара» за лучший сценарий. Следующий фильм «Двенадцать стульев» (1970), по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова — оказался неудачным, и после этого он больше не экранизировал классику.

Новая удача пришла только четыре года спустя: комедия «Сверкающие сёдла» (1974) открыла Мела Брукса, как талантливого пародиста — так он и вошёл в историю мирового кино. Следующий фильм-пародия «Молодой Франкенштейн» (1975), по сценарию Джина Уайлдера, сыгравшего в фильме доктора Франкенштейна — прочно укрепил репутацию Брукса, как комедианта. Фильм был снят на чёрно-белой плёнке и ему предрекали провал, однако этого не произошло.