Брускин, Гриша


Григорий Давидович Бру́скин (англ. Grisha Bruskin, также известен как Гриша Брускин; род. 21 октября 1945, Москва) — российский и американский художник, эссеист, автор мемуаров.

Родился 21 октября 1945 года в Москве. С 1963 по 1968 год учился в Московском текстильном институте (художественное отделение). В 1969 году вступил в Союз художников СССР. Мировую известность Брускину принесло участие в знаменитом московском аукционе «Сотби» (1988), на котором его работа «Фундаментальный лексикон» (1986) была продана за рекордно высокую цену[источник не указан 2495 дней]. В 1999 году по приглашению немецкого правительства в качестве представителя России создал монументальный триптих «Жизнь превыше всего» для реконструированного Рейхстага в Берлине. В 2001 году опубликовал книгу мемуарного плана «Прошедшее время несовершенного вида». В 2012 году удостоен Премии Кандинского в номинации «Проект года» — за проект «Время „Ч“».

«В советские времена жизнь Брускина не была счастливой: персональные выставки художника запрещались с завидным постоянством, и его работы практически не были известны широкой публике. Зато уже в 1988 году Гриша Брускин был с лихвой отмщен за прежнее невнимание. Приобрёл известность своим „Фундаментальным лексиконом“ (1986), где фигурки, несущие эмблемы официальной советской культуры, сведены воедино на больших таблицах. На первом и последнем проходившем в Москве аукционе Сотби его 6 картин — самой известной из них стал „Фундаментальный лексикон“ — были проданы за рекордные для современного русского искусства цены (930 тысяч долларов). А через неделю Брускин отбыл в Америку — по культурному обмену, поработать, и сразу получил несколько предложений реализовать давно задуманные художественные проекты»[2].

«Брускин рассматривает процесс заката советской империи в перспективе Ветхого Завета, обещающей закат и падение всех империй. Но в то же время его увлекает прежде всего эстетическая сторона этого упадка — эстетика упадка как таковая. И именно эта увлеченность побуждает его воспроизвести упадок советской культуры в виде художественного перформанса…Брускин воспроизводит историю, как осознанный фарс, то есть как искусство. То, что когда-то было историей, возвращается сегодня как художественное событие, как перформанс». Борис Гройс[5].