Брэндом, Роберт


Роберт Бойс Брэндом (англ. Robert Boyce Brandom; 13 марта 1950)[5] — американский философ, преподающий в Университете Питтсбурга. Он работает преимущественно в области философии языка, философии сознания и философской логики, а его научная деятельность отражает как систематический, так и исторический интересы к этим темам. Его работы представляют собой, можно сказать, «первую полностью систематическую и технически строгую попытку объяснить значение лингвистических элементов с точки зрения их использования в соответствии с социальными нормами (так называемое 'значение как использование', восходящее к утверждению Витгенштейна), предлагая тем самым не-репрезентационистскую трактовку намеренности мысли и рациональности действия»[6].

Брэндом широко рассматривается как представитель американской прагматистской традиции в философии[7][8]. В 2003 году он получил премию Меллон за выдающиеся достижения[9].

Брэндом получил степень бакалавра в 1972 году в Йельском университете и степень доктора философии в 1977 году в Принстонском университете под руководством Ричарда Рорти и Дэвида Келлога Льюиса. Его докторская диссертация называлась Practice and Object («Практика и объект»).

На работы Брэндома оказали влияние работы Вилфрида Селларса, Ричарда Рорти, Майкла Дамметта и его коллеги из Питтсбурга Джона Макдауэлла. Он также широко опирается на труды Иммануила Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Готтлоба Фреге и Людвига Витгенштейна.

Он наиболее известен своими исследованиями лингвистических значений, или семантики. Он отстаивает точку зрения, что значение выражения определяется тем, как оно используется в выводах. Этот проект подробно разрабатывается в его книге 1994 года «Making It Explicit» («Сделать явным») и кратко в «Articulating Reasons: An Introduction to Inferentialism» («Выражение причин: введение в инференциализм») 2000 года. Глава последней работы «Semantic Inferentialism and Logical Expressivism» («Семантический инференциализм и логический экспрессионизм») обрисовывает основные темы репрезентационизма (традиции основывать семантику на понятии представления) против инференциализма (убеждение в том, что выражение имеет смысл только в том случае, если оно подчиняется определенным правилам вывода) и отношение инференциализма к логическому экспрессионизму (убеждение в том, что «логика является экспрессивной в том смысле, что она явно выражает или кодифицирует определенные аспекты инференциальной структуры нашей речевой практики»).