Будищев, Алексей Николаевич


Алексей Николаевич Будищев (14 [26] января 1867 — 22 ноября [5 декабря1916)[2][3][4] — русский писатель-беллетрист и поэт.

Алексей Будищев родился 14 (26) января 1867[5][6] в имении Богоявленский Чардым Петровского уезда Саратовской губернии[2] (ныне — Чардым Лопатинского района Пензенской области[7]). Двоюродный дед — картограф И. М. Будищев; родной дядя — Алексей Фёдорович Будищев, подполковник корпуса лесничих, один из первых исследователей российского Приморья и Приамурья; отец — дворянин, отставной военный Николай Фёдорович Будищев; мать — Филиппина Игнатьевна, из польского шляхетского рода Квятковских[2]. Окончил классическую гимназию в городе Пензе, затем учился на медицинском факультете Московского университета. С увлечением занимался зоологией, но вскоре потерял интерес к медицине и ушёл из университета, не окончив 4 курс[8].

Писать начал ещё будучи студентом и уже к 19 годам стал деятельным сотрудником «Будильника», «Русского сатирического листка», «Осколков», позднее «Русской жизни», «Петербургской газеты», «Нового времени», «России» и «Руси». Помещал также свои произведения в «Ниве», «Живописном обозрении стран света», «Северном вестнике», «Вестнике Европы»[8], журнале «Русское богатство»[9]

Часть многочисленных рассказов, очерков, небольших романов и стихотворений была опубликована в книгах: «Степные волки» (СПб., 1897), «Разные понятия» (СПб., 1901), «Распря» (СПб., 1901), «Пробужденная Совесть» (СПб., 1900), «Лучший друг» (СПб., 1901), «Я и он» (СПб., 1903), «Солнечные дни» (СПб.), «Стихотворения» (Санкт-Петербург, 1901 год)[8].

В начале своей литературной деятельности Алексей Будищев писал очень много стихов, но только малая часть из них вошла в сборник его стихотворений. Его слог в юмористических пьесах Венгеров называл бойким, в других — легким, мелодичным, порою даже живописным. В ряду стихотворений последнего рода пользуется известностью небольшая картинка древнеримской жизни — «Триумфатор». Однако критики сходились на том, что у него нет своей излюбленной области воспроизведения, своих собственных настроений. Он пишет на самые разнообразные темы — чаще всего, впрочем, в стиле нарядных песен Фофанова о весне и любви, — но это, судя по всему, не захватывает ни его самого, ни читателя[8].

В 1909 году, протестуя в числе многих деятелей искусства (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Л. Андреев, Ф. Сологуб и многие другие) против массовых смертных казней, написал очерк «Нервы»[11].