Булатов, Эрик Владимирович


Э́рик Влади́мирович Була́тов (род. 5 сентября 1933[1][2][…], Свердловск) — советский и российский художник. Почётный член Российской академии художеств (2008)[3]. Член-корреспондент Саксонской академии искусств (1997)[4].

Отец — Владимир Борисович Булатов (1901—1944), родом из Саратова, выпускник Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, был партийным работником (вступил в партию в 1919 году), батальонный комиссар, капитан, 7 июля 1944 года погиб на фронте; награждён орденом Красной Звезды (1944), другими наградами[5]. Мать Раиса Павловна, родом из Белостока (Польша), в возрасте пятнадцати лет нелегально эмигрировала в Россию и уже через три года устроилась на работу стенографисткой — несмотря на то, что по приезде не знала русского языка (владела только идишем и польским)[6][7][8]. До войны семья жила в Москве. В 1941 году Эрик с матерью был эвакуирован в Саратов и позже в Свердловск[9][10].

В 1958 году окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова. С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз» вместе с И. И. Кабаковым и О. В. Васильевым. Практически тридцать лет источником средств для Булатова служило иллюстрирование детских книг (по принципу: «полгода на книжки, полгода на живопись»)[11]. Выставочную деятельность начал в 1957 году в Москве и продолжил — с 1973 года — уже за границей.

Характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.[источник не указан 793 дня]

Помимо работ соц-артовской тематики, ещё в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства. Согласно этой теории картина состоит из двух взаимоисключающих частей: конкретной, реальной плоскости — «картинной плоскости», и некого воображаемого пространства, которое можно построить по одну из сторон этой плоскости. В своих произведениях Булатов стремился не сводить воедино по сложившейся традиции, а противопоставлять эти понятия[12]. В этих его произведениях заметно влияние Фалька.