Бумажная марка


Бумажная марка (редко «папирмарка», нем. Papiermark) — неофициальное название денежной единицы Германской империи с 1914 по 1919 год и Веймарской республики с 1919 по 1923 год.

Де-юре валюта Германии тех времен называлась просто «марка», понятие «бумажная марка» было введено, чтобы отличать подвергшиеся инфляции деньги от полноценных довоенных марок обеспеченных золотом и имевших хождение до августа 1914 года. С началом войны обмен денег на золото был отменен, во время войны новые марки обменивались на меньшее количество старых марок и для их различия старые стали называть золотыми, а новые — бумажными.

После выхода Германии из Первой Мировой Войны инфляция марки еще не была очень сильной, хоть и уже ощущалась широкими слоями населения, сначала благодаря ускорению товарооборота и притоку новых денег в экономику промышленность выросла на 20 процентов, а безработица в 1922 году упала до одного процента. «Смазка инфляции», как назвал этот эффект берлинский историк экономики Карл-Людвиг Хольтфрерих, способствовала возрождению частного бизнеса. Этот короткий экономический бум был примечателен на фоне спада общемировой экономики. В США и Великобритании экономисты были очень озабочены стабильностью национальных валют и мирились с 20-процентной безработицей во благо стабильному доллару и фунту стерлингов.

Переломный момент наступил, когда Германия не смогла в полном объеме выплачивать репарации странам победителям Первой Мировой Войны, тогда в январе 1923 года французские и бельгийские войска оккупировали всю территорию Рурского региона, взяв находящееся там мощности по производству угля и кокса под свой контроль. В результате оккупации было занято около 7 % послевоенной немецкой территории, где добывалось 72 % угля и производилось более 50 % чугуна и стали. Немецкое правительство призвало рабочих на шахтах которые были под французской оккупацией, к забастовкам, и решило платить им социальные выплаты за счет бюджета.