Бурка (женская одежда)


Бурка (араб. برقع‎), также известный как чадра (пушту چادري‎) в Афганистане или паранджа в Центральной Азии — верхняя одежда, укрывающая тело и лицо, которую женщины носят в некоторых исламских традициях, чтобы прикрывать себя на публике.

Термин паранджа иногда ассоциируется с никабом. В более точном смысле, никаб — это вуаль для лица, которая оставляет глаза открытыми, в то время как паранджа покрывает все тело от макушки головы до земли, позволяя владелице видеть перед собой с помощью сетки на лице. Бурку также не следует путать с хиджабом, который обычно покрывает волосы, шею, но не лицо.

Бурка и другие виды одежд, закрывающие лица были засвидетельствованы с доисламских времён, особенно среди пуштунских[1] и арабских женщин. Покрытие лица не считается обязательным религиозным требованием в исламе[2][3]. Так же считает большинство современных исламских правоведов[4]. Часть мусульманских правоведов считает, что в случае если открытое лицо женщины может вызвать соблазны и смуту, то для неё желательно закрывать лицо[5].

В настоящее время (2021 год) в 14 странах запрещено носить бурку в общественных местах, включая Австрию, канадскую провинцию Квебек, Данию, Францию, Бельгию, Таджикистан, Латвию[6], Болгарию[7], Камерун, Чад, Республику Конго, Габон, Нидерланды[8], Марокко[9][10] и Шри-Ланку[11].

Когда вуаль обсуждалась в ранней исламской юриспруденции вне контекста молитвы, её обычно считали «вопросом социального статуса и физической безопасности». В эпоху средневековья исламские юристы стали уделять больше внимания понятию аврат (интимным частям) и вопросу о том, должны ли женщины закрывать лицо[12]. Большинство маликитских и ханафитских учёных считало, что женщины должны публично закрывать все, кроме лица. Ханбалитские и шафиитские правоведы считали женское лицо частью аврата, заключив, что всё лицо кроме глаз должно быть завуалировано[12][13]. Ханбалитский юрист Ибн Таймийя (ум. 1328 г.) был сторонником последней точки зрения, в то время как ханафитский ученый Бурхан ад-Дин аль-Маргинани (ум. 1197) подчеркнул, что это особенно важно для женщины, оставляющей лицо и руки непокрытыми во время повседневных деловых отношений с мужчинами. В юридических школах по этому вопросу были расхождения во мнениях[12]. Таким образом, Юсуф аль-Карадави цитирует классических юристов-шафиитов и ханбалитов, утверждая, что закрывать лицо не обязательно[3].

Согласно точке зрения салафитов, женщина обязательно (фард) должна закрывать всё свое тело, когда она на публике или в присутствии мужчин, не являющихся близкими родственниками (махрамами)[15][16]. Некоторые учёные говорят, что вуаль не является обязательной перед слепыми, бесполыми или геями[17][18][19].