Салафия


Салафи́я (также салафизм, араб. سلفية‎ от араб. سلف‎ — «предки, предшественники») — движение в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون‎ — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как «бида» все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом[1].

Слово салаф («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде», потому что любой промежуток времени «предшествует» (салиф) времени, наступающему после (халяф — «последующее»).

К салафитам причисляются, например, аш-Шафии, Ибн Ханбал, Ибн Таймия, идеологи ассоциации «Братья-мусульмане»[1]. В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «ваххабизм» [1]. Их также называют «мусульманскими пуританами»[2][3].

Салафия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал Пророк и его сподвижники», «возвращение к Корану и Сунне» в интерпретации шариатских положений[4][5][6].

Главный догмат салафитов — вера в безусловно единого Бога (таухид)[7]. Своей основной задачей приверженцы салафизма считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Они отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бида)[8]. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком[9][10]. Салафиты критикуют различные религиозные практики суфизма, так как считают их несовместимыми с истинным исламом[11][12][13]. Также салафитскому течению свойственна критика таклида — как отрицание необходимости следовать какой-либо определённой исламской школе или улему. Считается, что мусульманин не должен ограничиваться одной правовой школой, а должен стараться выбрать то мнение, которое подкреплено наиболее сильным доводом[8]. Другая салафитская доктрина — аль-вала валь-бара, под которой подразумевается любовь к Аллаху, его посланнику и мусульманам, и, с другой стороны, дистанцирование от неверных[14].

Салафиты утверждают запретность паломничества к могилам святых, которое они рассматривали как поклонение мёртвым[15], считают нежелательным и порицаемым отмечать день рождения пророка Мухаммада[16][17][18]. Взывание к пророку Мухаммаду или другим пророкам и праведникам ислама считается одним из проявлений ширка (многобожия)[19].