Почитание могил в исламе


Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور‎ — та’зи́м аль-кубу́р), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, эти действия стали неотъемлемой частью быта многих мусульманских общин.

В первые годы ислама даже посещение могил мусульманами было запрещено, но затем запрет был отменён самим Мухаммедом. Мухаммед строго запретил мусульманам любые виды почитания могил: он приказал сравнять с землёй все высокие могилы, запретил строить мечети над могилами, совершать жертвоприношения возле них. Он также запретил мусульманам превращать свою могилу в место собраний.

Сподвижники и ранние мусульманские богословы следуя заветам Мухаммеда порицали паломничество к могиле пророка и к любым другим могилам и строительство сооружений над ними. Однако со временем среди мусульман обширно распространилась практика паломничества к могилам всяческих святых и угодников, возведения над их могилами мечетей и мавзолеев. Также люди стали обращаться к умершим святым, прося у них покровительства и благ, несмотря на то, что исламом запрещено поклонение кому-нибудь, кроме Аллаха.

Согласно Корану община пророка Нуха (библ. Ной) поклонялась пятерым божествам: Вадду, Сува, Йагусу, Йауку и Насру. Эти божества в прошлом были праведными людьми, после смерти которых люди стали посещать их могилы, затем построили над ними памятники, а впоследствии стали совершать над ними обряды и поклоняться им. Это считается первым проявлением ширка (многобожие) среди сыновей Адама[1]. Мусульманские богословы утверждают, что основой и причиной всех проявлений идолопоклонничества и язычества у древних арабов, греков, римлян, египтян, индийцев и китайцев является излишнее почитание умерших праведников и святых, которое в конечном счёте вылилось в поклонение им в качестве богов[1][2].

Изначально мусульманам было запрещено посещать могилы[3], что объясняется необходимостью пресечь любые пути для почитания и поклонения умершим, что было широко распространено среди арабов во времена язычества (джахилия). Однако, после того, как ислам распространился и опасения о возрождении язычества рассеялись, Мухаммед разрешил мусульманам посещать могилы, чтобы это послужило им напоминанием о смерти и грядущей жизни[4].