Исламская эсхатология (араб. علم الأخرويات الإسلامية) — представление мусульман о конце света, Судном дне (киямат) и загробной жизни (ахират).
Ахира́т (араб. الآخرة — конец, последний, будущая жизнь) — в исламской эсхатологии потусторонний мир, единственно вечная и важная жизнь для человека. Арабское слово «ахира» означает «конец», «то, что бывает после», «последний день». Этим словом мусульмане называют конец этого земного мира, а также, новую, бесконечную жизнь, начинающуюся после смерти.
Ахират начинается с Малого (смерть) или Большого Конца Света, включает в себя Судный день (киямат), рай (джаннат), и ад (джаханнам). Большим Концом Света называют период времени, который длится от первого до второго звучания трубы (сур) ангела Исрафила[1].
Ахират противопоставляется земной жизни (дунья). Синонимом ахират является термин аль-маад. Концепция противопоставления земной жизни ахирату была одной из основных идей в проповедях пророка Мухаммада, который пытался убедить своих соотечественников в том, что существует мир, в котором придётся давать ответ за всё содеянное. В мусульманском богословии разработка концепции ахирата велась в направлении противопоставления вечному миру (дар аль-бака) и земной жизни (дар ал-фана), а также детализация представлений об ахирате (рай, ад, воскрешение, Судный день и др.)[2].
Барзах (араб. برزخ — преграда) — в исламской эсхатологии промежуточное состояние, в котором пребывает человеческая душа в период между смертью и днём воскресения.
Джа́ннат (араб. جنّة — сад) — в исламской эсхатологии, прекрасный сад, в котором после Судного дня (киямат) будут вечно пребывать мусульмане-праведники. В Коране и сунне пророка Мухаммада даётся описание рая, его уровней и особенностей[3].