Ваххаби́зм (араб. الوهابية, аль-ваххабийя) — салафийское религиозно-политическое течение в исламе, основанное Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом ат-Тамими (последователем Ибн Таймии (1263—1328)[Комм. 1]) и сформировавшееся в XVIII веке. Религиозная сущность ваххабизма заключается в очищении ислама от влияний домусульманских, языческих форм верований, культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов[1].
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («ас-саляф ас-салих»), и протестовал против всех последующих новшеств (бида), считая их привнесённой извне ересью.
C точки зрения некоторых этнографов и религиоведов, ваххабизм — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей[2]. Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Османской империи[3].
В XVIII веке эмир города Эд-Диръия Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад ибн Микрин аль-Мурайди принял идеологию движения в качестве государственной, в результате чего Дирийский эмират, бывший небольшим государством, за короткое время стал обладать почти всей территорией Аравийского полуострова. Преемником Дирийского эмирата является сегодняшняя Саудовская Аравия.
Школа получила название от имени основателя — Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ибн Сулеймана аль-Мушаррафи ат-Тамими (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي).
Сами представители данного движения не называют себя «ваххабитами», указывая, что являются салафитами, то есть приверженцами салафии (араб. سلفية от араб. سلف — «предки, предшественники»)[4][5]. При этом они считают своё движение исключительно религиозным, а не политическим[6].