Бывший подъесаул


«Бы́вший подъесау́л» — произведение эстрады в жанре социальной рок-баллады. Музыка и слова Игоря Талькова (1990). В основе содержания песни заложены реальные исторические события, связанные с судьбой бывшего казачьего офицера Филиппа Миронова (на самом деле — не подъесаула, а войскового старшины), перешедшего на службу к большевикам, а затем по ложному обвинению ставшего в 1921 году жертвой красного террора. Песня получила известность после исполнения её Игорем Тальковым в 1990 году на фестивале «Песня года».

Песня «Бывший подъесаул» была написана в 1990 году после ознакомления Игоря Талькова с историческими материалами о судьбе расстрелянного в 1921 году бывшего офицера Русской императорской армии, георгиевского кавалера, а позднее командарма 2-й Конной армии РККА Филиппа Миронова. Эти реальные события, связанные с судьбой расстрелянного командарма, стали основой для содержания баллады.

Отрывок из песни в исполнении автора — Игоря Талькова звучит в одном из эпизодов снятого в 1990 году фильма-детектива «За последней чертой», в котором Тальков исполнил одну из главных ролей.

Песня входила в концертную программу музыкального спектакля «Суд». Литературный критик Генрих Митин называл её «гвоздём» данной программы[1]. Перед исполнением песни по сценарию «Суда» Игорь Тальков рассказывал о судьбе Филиппа Миронова, а после исполнения зажигал свечу и возлагал цветы к мундиру офицера Русской императорской армии, висевшему на стуле на сцене («Как говорится: „Кто за что боролся, тот на то и…“ Поделом. Эти цветы я хочу возложить не памяти Миронова, а мундиру русского офицера»[2]).

Песня «Бывший подъесаул» впервые была издана на пластинке с названием «Россия» уже после гибели Игоря Талькова в конце 1991 года фирмой «Мелодия».

Основная часть произведения выстраивается в виде повествования о судьбе и гибели бывшего подъесаула, ставшего в пору Гражданской войны командармом на службе у большевиков. Драматизм балладного действия сопряжен с раскрытием противоречий во внутреннем мире бывшего подъесаула. По определению филолога Ильи Ничипорова, «композиционное единство баллады достигается благодаря символическому лейтмотиву памяти природы, противопоставленной духовному беспамятству нации, забывшей о Боге на „плацдармах“ Гражданской войны и революции. Тихий Дон, воплощающий мудрую преемственность, непрерывность бытия, хранит память и о „грешной душе“ героя, и о его роковом самоотречении»[3].