Бэббитт, Милтон


Милтон Байрон Бэббитт (англ. Milton Byron Babbitt; 10 мая 1916, Филадельфия29 января 2011, Принстон[1]) — американский композитор и теоретик музыки.

Родился в семье доктора экономических наук Альберта Э. Бэббита и Сары Потамкин. В 1931 году М. Бэббитт поступает на математический факультет Пенсильванского университета, затем продолжает своё образование в Нью-Йорке. После получения диплома изучает композицию, в том числе под руководством Роджера Сешенса. Во время Второй мировой войны некоторое время преподавал математику в Принстонском университете, в дальнейшем занимался исключительно музыкой. Начиная с 1950 года он участвовал в работах по созданию первого музыкального синтезатора. В 1959 году он стал одним из основателей Columbia-Princeton Electronic Music Studio. Преподавал в различных университетах, в том числе в Принстонском, профессор композиции в Джульярдской школе. Среди учеников Бэббита, в частности, Фредерик Ржевский и Хобарт Эрл.

М. Бэббитт был одним из первых композиторов, работавших в областях электронной музыки и сериализма. За свой вклад в музыкальное искусство был в 1982 году награждён Пулитцеровской премией[2]. Премия Американского общества электро-акустической музыки (1995). Член Американской академии искусств и наук[3].

Принципы своего «музыкально-математического» видения 12-тоновой музыки Бэббитт изложил в ряде публикаций начиная со второй половины 1950-х годов[4]. Особое значение имеют статьи «12-тоновые инварианты как композиционные детерминанты» (1960) и «Структура множества как композиционная детерминанта» (1961); здесь формируется ключевое для аналитического метода Бэббитта понятие «структуры высотного множества/ряда» (англ. set structure), основанное на линейной упорядоченности высотных классов. На основе теоретических трудов Бэббитта и Ховарда Хэнсона Аллен Форт в 1970-е годы развил свою «теорию рядов» (англ. pitch-class set theory, или коротко set theory; ныне говорят о «теории Бэббитта-Форта»), которая в современном музыкознании США приобрела огромную популярность.