Высотный класс


Высо́тный класс, звуковысотный класс (англ. pitch class) в англоязычной теории музыки — это высота звука без учёта октавы, а точнее множество всех звуковых высот, отстоящих друг от друга на целое число октав. Например, высотный класс A (ля) включает высоту ля первой октавы (эталонного камертона частотой 440 Гц, например), а также все остальные звуковые высоты, отстоящие на целое число октав от данной, вниз и вверх. Термин, введённый в работах американских музыковедов послевоенного времени, ныне используется также в некоторых странах западной Европы в рамках так называемой англ. pitch class set theory — в основном, для анализов так называемой «атональной» музыки XX века.

Термин pitch class — изобретение американских музыковедов XX века (М. Бэббитт, Дж. Перл[англ.] и др.)[1] для понятия, которое в музыкальной науке существует более полутора тысяч лет. Первое письменное свидетельство об октавном тождестве звуков фиксированной высоты (др.-греч. φθόγγος, «фтонг»; это греческое слово англоязычные переводчики рутинно передают словом «pitch») принадлежит Птолемею (II в.н. э.), который открыл такое тождество и чётко зафиксировал в термине «гомофоны» (др.-греч. ὁμόφωνοι)[2]. Уже в следующем (III) веке в комментариях на «Гармонику» Птолемея Порфирия очевидно, что «гомофоны» были вполне восприняты и осмыслены учёными. Тождество ступеней в звукоряде было тривиальным предметом и для средневековой, и для ренессансной, и для барочной музыкальной науки. В IX—X веках группа анонимных авторов (Псевдо-Хукбальд и его обширная школа) развивала идею особого дасийного звукоряда (и дасийной нотации, обозначающей ступени этого звукоряда), благодаря которому можно было импровизировать квинтовый органум (на англоязычный манер, можно сказать, была реализована идея «квинтового высотного класса»). Гвидо Аретинский (в «Микрологе[англ.]» и «Послании», первая треть XI в.) тщательно исследовал высотное родство ступеней диатонического звукоряда (звуков, отстоящих друг от друга на октаву, кварту, квинту); классы родственных звукоступеней теоретик обозначал как modi vocum (букв. «звуковиды»). Большое внимание октавному модальному тождеству уделил немецкий теоретик музыки Иоганн Липпий — в трудах «Третье рассуждение о музыке» (1610) и «Синопсис новой музыки» (1612). Тесное расположение трезвучия он обозначал термином radix nuda (букв. «один только корень»), а все фактурные разновидности трезвучия, возникающие от октавных удвоений «корневых» звуковысот (для них Липпий придумал особые термины trias diffusa и trias aucta), как он писал, «должны быть обязательно сводимыми к унисону» (debent posse referri ad unisonum).