Бэббит (роман)


«Бэббит» (англ. Babbitt) — сатирический роман американского писателя Синклера Льюиса, опубликованный в 1922 году. Книга вызвала ожесточённые споры и повлияла на решение о присуждении Льюису Нобелевской премии по литературе в 1930 году[1]. Фамилия главного героя романа стала в английском языке именем нарицательным, обозначающим человека, бездумно следующего буржуазным идеалам[2]. В 2015 году роман был включён в список «100 лучших англоязычных романов» по версии The Guardian. В СССР многократно переиздавался как одно из выдающихся произведений американского «критического реализма».

После социальной нестабильности и резкой экономической депрессии, последовавшей за Первой мировой войной, многие американцы в 1920-е годы рассматривали бизнес и рост городов как основы стабильности. Городская буржуазия и скоробогатые дельцы среднего класса представляли собой яркие образцы американского образа успеха, в то время как продвижение американской исключительности имело решающее значение перед лицом растущих страхов перед коммунизмом.[3] В то же время растущие города Среднего Запада, обычно связанные с массовым производством и возникновением общества потребления, также рассматривались как маркеры американского прогресса. Джордж Ф. Бэббит, главный герой романа, был описан Нобелевским комитетом 1930 года как «идеал американского популярного героя среднего класса. Относительность деловой морали, равно как и частных правил поведения, является для него общепринятым символом веры, и он без колебаний считает Божьей целью, чтобы человек работал, увеличивал свой доход и наслаждался современными благами цивилизации». [4]

Хотя многие другие популярные романисты, писавшие во время публикации «Бэббита», описывают «ревущие двадцатые» как эпоху социальных перемен и разочарования в материальной культуре, современные ученые утверждают, что сам Льюис не был членом «потерянного поколения» молодых писателей, таких как Эрнест Хемингуэй или Ф. Скотт Фицджеральд. Вместо этого он находился под влиянием Эры прогрессивизма; и изменений в американской идентичности, которые сопровождали быструю урбанизацию страны, технологический рост, индустриализацию и окончания освоения фронтира.[5] Хотя Эра прогрессивизма воздвигла защитный барьер вокруг образа выдающегося американского бизнесмена, один литературовед писал, что «Льюису посчастливилось появиться на сцене как раз в тот момент, когда Король оказался голым».[6] Льюиса сравнивали со многими авторами, писавшими до и после публикации Бэббита, которые выступали с аналогичной критикой среднего класса. Пусть и опубликованая задолго до Бэббита, в 1899 году, «Теория праздного класса Торстейна Веблена, которая критиковала потребительскую культуру и социальную конкуренцию на рубеже 20-го века, часто сравнивается с произведение Льюса.[7] Написанная десятилетия спустя, в 1950 году, «Одинокая толпа» Дэвида Рисмена также сравнивается с работами Льюиса.[8]