Военно-воздушные силы Ирака


Вое́нно-возду́шные си́лы Ирака (араб. القوة الجوية العراقية‎, Al Quwwat al Jawwiya al Iraqiya) — вид вооружённых сил Ирака, предназначенный для проведения воздушных операций. Также осуществляют поддержку Армии и ВМС Ирака.

Королевские ВВС Ирака были созданы 22 апреля 1931 года. В самом начале своего существования они базировались на аэродроме Вашаш в пригороде Багдада и состояли из 5 лётчиков и 32 механиков.

Первый воздушный бой в истории иракских ВВС произошёл в 1963 году во время государственного переворота. 18 ноября в районе Багдада истребителем МиГ-17 путчистов был сбит истребитель Hunter лоялистов[1].

ВВС Ирака принимали участие в арабо-израильских войнах 1948—1949, 1967 и 1973 годов. В ходе Шестидневной войны ВВС Ирака одержали, по всей вероятности, свои первые воздушные победы над вражескими самолётами, сбив два израильских истребителя (по некоторым данным, обе победы принадлежат пилотам ВВС Пакистана, служившим в тот период в Ираке). Иракская авиация принимала участие в ответных налётах на Израиль. В ходе авиаудара по аэродрому в Кфар Сиркин штурмовиками ВВС Ирака было уничтожено 7 израильских самолётов[2]. За всё время боевых действий Ирак потерял 7 боевых самолётов, включая 3 Hunter и 2 транспортных[3].

Во время Октябрьской войны авиация Ирака действовала на обоих фронтах. Было заявлено об уничтожении 12 израильских самолётов. Собственные потери Ирака в результате воздушных боёв составили лишь 4 самолёта[4]. Общие иракские потери по всем причинам, включая ряд инцидентов «дружественного огня», оказались тяжёлыми — в районе боевых действий было потеряно 26 самолётов, за этот же период ещё 4 самолёта было потеряно вне зоны боевых действий[5].

В период с 1977 по 1979 год иракские ВВС были переоснащены самой современной советской техникой, включая бомбардировщики Ту-22[6], вертолёты Ми-24[7], транспортные самолёты Ил-76[7]. Военно-воздушные силы Ирака подверглись усиленной модернизации. 40 истребителей «Мираж» F-1[7] были заказаны во Франции[7], а противотанковый потенциал значительно повысился после приобретения 60 вертолётов «Газель»[7]. Осенью 1983 года Ирак приобрёл самолёты французского производства «Супер Этандар»[8].