Ил-76


Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — англ. искренний, прямой) — советский тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ Ильюшина по проекту и под руководством академика Г. В. Новожилова; первый в истории СССР военно-транспортный самолёт с турбореактивными двигателями.

Серийно производился в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова[1]. В 2010 году производство самолёта официально перенесено в Россию на завод «Авиастар-СП» в Ульяновске.

Ил-76 предназначен для транспортировки техники и грузов различного назначения. Самолёт способен доставлять, в зависимости от модификации, грузы максимальной массой 28—60 т на расстояние 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч.

Грузовая кабина имеет размеры 24,5 м в длину (из которых 4,5 приходится на рампу), 3,46 м в ширину и 3,4 м в высоту[5]; наклонная грузовая рампа служит одновременно трапом для въезда техники. Пространство под полом грузовой кабины используется под вспомогательные грузовые отсеки для размещения различного снаряжения[6]. Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 145 (в двухпалубном варианте — 225) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных дивизий. Один Ил-76 может десантировать парашютным способом, на десантных платформах, до четырёх единиц техники (БМД-1, БМД-2, БТР-Д или ГАЗ-66) или три с сопровождающим десантом до 21 человека, или четыре единицы посадочным способом. Также может перевозить большую часть техники мотострелковых дивизий.

Самолёт способен брать на борт до 109 000 л топлива[7] и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час, перегоночная дальность до 10 500 км.

Предназначен для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа, способен выполнить посадку на ледовый аэродром Антарктиды. Длина разбега на взлёте составляет 1500—2000 м, а пробег при посадке 930—1000 м.


Ил-76 в музее авиации в Киеве
Монета Банка России — Серия: История русской авиации: «ИЛ-76». 1 рубль, серебро, реверс.
Посадка Ил-76 на грунт возле г. Соль-Илецк на учениях МТО 30 августа 2019 года.
Шасси Ил-76МД
Задняя левая стойка шасси самолёта Ил-76МД
Ил-76МД на учениях 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под Рязанью. 12 июля 2018 года.
Ил-76МД-90А (на МАКС-2013)
Ил-76 тушит пожары
Страны, эксплуатирующие Ил-76
Ил-76 совершает посадку на грунтовую полосу