Военизированная охрана


Военизированная охрана (ВОХР) — вооружённые боевым стрелковым огнестрельным оружием специализированные военизированные организации подразделения охраны с особым правовым статусом (преимущественно государственные), осуществляющие охрану объектов инфраструктуры страны, имеющих важное государственное значение, а также грузов и иного имущества. Номенклатура имущества разных видов собственности, подлежащего охране ВОХР (перечни объектов инфраструктуры, наименований грузов и др.), устанавливается правовыми актами различных ведомств (министерств, предприятий, учреждений и др.) и/или государственных органов либо международными договорами.

Подразделения ВОХР могут включаться в состав регулярных войск либо использоваться в качестве вспомогательных сил во время войны, вооружённого конфликта или контртеррористической операции.

Органы советской власти уделяли особое внимание охране путей сообщения и промышленных предприятий. Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) (опубликован 26 марта 1918 г.) «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности»[7] учреждалась военная охрана железных дорог из отрядов, организуемых, преимущественно, из железнодорожников, которые подчинялись ответственным лицам, назначаемым или утверждаемым Народным Комиссаром путей сообщения. Указанные отряды, в том числе выполняли обязанности летучих контрольных отрядов, как по борьбе с безбилетным проездом и беспорядочным провозом грузов, так и по борьбе с простоем вагонов и паровозов. В соответствии с указанным Декретом постановлением СНК от 17 июля 1918 года № 600[8] было создано Управление по охране путей сообщения при Народном Комиссариате путей сообщения, планировалось численность служащих охраны довести до семидесяти тысяч человек. Таким образом, впервые были предприняты меры по созданию централизованной системы ведомственной охраны.

Созданные вооружённые подразделения охраны смогли несколько улучшить порядок на железных дорогах, железнодорожники получили защиту от налётов вооружённых банд. В то же время некоторые дороги стремились самостоятельно решать вопросы организации охраны, выступая против централизации руководства охраной и не считались с указаниями НКПС[9]. Кроме того, сотрудники ВЧК критиковали железнодорожную охрану[10][11]: