Всероссийский союз евангельских христиан


Всеросси́йский сою́з ева́нгельских христиа́н (не ранее 1923 года и не позднее 1925 года был переименован во Всесою́зный сове́т ева́нгельских христиа́н), сокр. ВСЕХ — централизованная организация евангельских христиан (прохановцев) на территории Российской империи/СССР.

Существовал с 1911 года до октября 1944 года (с перерывом на время самороспуска с мая 1930 года по 23 августа 1931 года)[2]. Был упразднён 27 октября 1944 года в результате объединения евангельских христиан с баптистами. На платформе ВСЕХ был создан ВСЕХиБ — Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов.

В 1911 году вошел во Всемирный баптистский альянс, а лидер ВСЕХ И. С. Проханов в ходе второго Всемирного конгресса баптистов (Филадельфия, США, 1911) был избран одним из десяти вице-президентов Всемирного баптистского альянса и оставался на этом посту до 1928 года[3].

Канцелярия ВСЕХ до 1931 года располагалась в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинграде), с 1931 года - в Москве[4].

В 1870-х годах в среде петербургской аристократии началось «духовное пробуждение», толчком которому послужили проповеди английского миссионера лорда Гренвилла Редстока, приглашенного в Россию Е. И. Чертковой. В число последователей барона Редстока вошли княгини Н. Ф. Ливен, В. Ф. Гагарина, граф А. П. Бобринский, граф М. М. Корф, полковник В. А. Пашков, вдова генерал-адъютанта Е. И. Черткова, Ю. Д. Засецкая и др.[5]. Организованные Редстоком молитвенные собрания продолжались и в период его выездов из России, к ним присоединялись как дворяне, так и горожане неаристократического происхождения.

Первоначально движение являлось экуменическим, в него входили православные, лютеране и представители других исповеданий. Штундисты, баптисты и представители русского духовного христианства (в первую очередь, молокане), рассматривались как братья во Христе. В условиях негативного отношения РПЦ и административного и уголовного преследования царского правительства, движение пашковцев постепенно отмежёвывалось от православия и со временем всё больше обретало вид отдельной деноминации евангелического направления.