ВСМ Москва — Казань


ВСМ Москва — Казань — проект высокоскоростной железнодорожной пассажирско-грузовой магистрали МоскваВладимирНижний НовгородЧебоксарыКазань со среднесрочной перспективой продления до Екатеринбурга, с более отдалённой — до Пекина (проект ВСМ Пекин — Москва, высокоскоростная грузопассажирская магистраль «Евразия»[2]). К 2024 году строительство не началось.

О планах построить ВСМ было объявлено президентом России Владимиром Путиным в мае 2013 года; планировалось начать строительство в четвёртом квартале 2018 года, закончить в 2024 году (пилотным участком магистрали должен был стать участок Москва — Гороховец (Владимирская область), который оценивался в 621,5 млрд рублей, общая же стоимость ВСМ, как ожидалось, должна составить около 1,7 трлн рублей[3][4]). Главными препятствиями к реализации проекта являются его недостаточные прогнозируемые пассажиро- и грузопотоки, а также высокая стоимость, из-за чего приемлемой схемы финансирования не найдено[5]. Экономически нецелесообразным сочли проект ряд видных экспертов и государственных деятелей, в том числе министр финансов РФ Антон Силуанов, на несвоевременность проекта указывал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев; сомнение в необходимости строительства высказывал и президент РФ Путин. Проект поддерживал курирующий строительство магистрали вице-премьер Максим Акимов.[⇨]

Впервые на высоком уровне идею о создании высокоскоростной магистрали между Москвой и Екатеринбургом в 2009 году высказал губернатор Свердловской области Александр Мишарин, в прошлом — заместитель министра путей сообщения РФ, позднее первый заместитель гендиректора ОАО «РЖД», председатель совета директоров ОАО «Скоростные магистрали»[7].