Вавич, Михаил Иванович


Михаи́л Ива́нович Ва́вич (1876[1][2], Одесса, Российская империя — 5 октября 1930[1], Голливуд, Калифорния, США) — русский артист черногорского происхождения, артист оперетты (бас), популярный исполнитель романсов, киноактёр немого кино России и США. В конце 1920-х годов получил широкую известность как голливудский актёр второго плана.

В 19051918 годах Михаил Вавич выступал в петербургских театрах «Буфф», «Палас», в Москве в театрах Я. В. Щукина, А. Э. Блюменталь-Тамарина, И. С. Зона. По мнению критиков и публики, Вавич обладал ярким сценическим дарованием и имел красивый, от природы поставленный голос[3].

Большую роль в сценической биографии певца сыграла встреча с петербургским меценатом Петром Тумпаковым, владельцем частной оперетты в «саду Буфф». Впервые на сцене в Санкт-Петербурге Михаил Вавич выступил в 1905 году в составе труппы под руководством А. А. Брянского в частной оперетте П. В. Тумпакова[4].

Стал заметен и выдвинулся на первые роли после исполнения роли виконта Каскада на премьере оперетты «Весёлая вдова» Франца Легара, в театре «Буфф» на открытии зимнего сезона в октябре 1906 года[5][3]. В оригинальной версии оперетты Ф. Легара партия виконта Каскада весьма небольшая и, в основном, представляет собой набор комических куплетов. Для своей постановки режиссёр Брянский использовал вставной номер «Качели» (музыка В. Холлендера), на основе увиденной им однажды оригинальной программы в берлинском театре-варьете «Винтергартен[нем.]»[6][7]. Для этого номера на театральной сцене разместили конструкцию качелей, довольно внушительных размеров на которых раскачивался целый букет артисток оперетты, пролетая при этом над первыми рядами. А рядом стоял молодой певец Михаил Вавич, уже знакомый петербургской публике, и мелодично напевал песенку про качели: «Тихо и плавно качаясь…»[5]. Зрителям этот номер особенно запомнился и имел триумфальный успех, а в впоследствии был растиражирован всеми российскими опереточными театрами. Уже через месяц можно было приобрести ноты «Качелей» с портретом Михаила Вавича[8], вскоре были выпущены и записи на грампластинках[7][9].

В первые годы артист получил лучшие роли почти во всех основных постановках труппы театра «Буфф». Одновременно началась активная концертная деятельность, выступления на эстраде обеих столиц и гастроли по стране. Новая ступень успеха пришла к Вавичу после выступления в оперетте Валентинова «Ночь любви» — и снова, благодаря вставному номеру. По ходу действия он взял в руки гитару и спел «Очи чёрные». Успех превзошёл все ожидания. Пластинки и ноты с записью этого романса пользовались большой популярностью по всей России.[10]:130-131