Вагон Pafawag


Вагон PAFAWAG (обозначение по технической документации — вагон завода Pafawag серия 1Aw/2Aw/3Aw) — пассажирский вагон, предназначенный для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах. Поставлялись в СССР для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах колеи 750 мм МПС СССР, производился в Польше, заводом «Pafawag» с 1957 по 1960 год.

Вагоны были заказаны в Польской народной республике в рамках организации экономического сотрудничества в области железнодорожного транспорта. В то же время для сети узкоколейных железных дорог МПС СССР нуждались в пассажирских вагонах высокого качества, которые в СССР не производились.

Выпускавшиеся в СССР узкоколейные вагоны предназначались для ведомственных узкоколейных железных дорог и по характеристикам, качеству изготовления, а также соблюдению норм по обслуживанию пассажиров, не были в достаточной степени приспособлены для эксплуатации на сети УЖД МПС СССР.

Первые вагоны были поставлены в 1956 году и проходили испытание на сети УЖД Прибалтийской железной дороги в Эстонии. В 1958 году была выполнена модернизация тележки вагона, с заменой оригинальной конструкции на вариант тележки производства мыйзакюльских железнодорожных мастерских в Эстонской ССР. Всего в СССР было поставлено до 560 вагонов.

В процессе эксплуатации в сетях УЖД МПС СССР, определённая часть вагонов силами ремонтных депо эксплуатирующих предприятий подвергнута реконструкции, с целью увеличения эксплуатационных возможностей вагонов. Так, некоторая часть вагонов была переделана в почтово-багажные, а в Гайворонской УЖД, где при реконструкции обычные «сидячие» вагоны были переделаны в спальные — частью в плацкартные, частью в купейные.

Определённые модернизации вагонов проводились и в процессе эксплуатации вагонов на детских железных дорогах (ДЖД). Так, на некоторых вагонах (в зависимости от особенностей ДЖД) изменялись ударно-сцепные устройства, жёсткие сидячие вагоны переделывались в мягкие сидячие, оригинальные оконные рамы заменялись на стеклопакеты.