Вагриус


«Ва́гриус» — российское книжное издательство. Основано в 1992 году Олегом Васильевым, Владимиром Григорьевым и Глебом Успенским[1].

Название издательства было составлено из первых букв фамилий его основателей, логотип — осёл — был выбран благодаря анекдоту[2].

В 2001 году издательство находилось в первой двадцатке рейтинга крупнейших издательств России[3], к 2002 году было издано более 30 млн экземпляров книг (3—8 млн экземпляров и 250—300 наименований в год)[4]. Однако уже в 2007 году издательство оказалось на 78-м месте вышеупомянутого рейтинга, а в 2008 году выбыло из первой сотни[3].

В 2010 году появилось сообщение о том, что издательство, испытывающее финансовые трудности, выставлено на продажу. Значительная часть сотрудников, в том числе главный редактор Алексей Костанян, перешли на работу в издательство «ПРОЗАиК», некоторые другие, например, Елена Шубина — в издательство «АСТ»[3].

Большое признание среди критиков получила серия «Современная русская проза», которая по цвету обложки называлась сначала «чёрной», а затем «серой». Ольга Славникова назвала возникновение этого проекта «революционным»[5], а Павел Басинский поставил знак равенства между «чёрной» серией и современной прозой[6]. Литературные критики, опрошенные газетой «Культура», назвали «Вагриус» в числе семи лучших издательств России, особенно выделив серии «Мой XX век» и «Литературные мемуары»[7].

Александр Агеев, наоборот, обвинил издательство в «мародёрстве»: «„Вагриус“ преспокойненько „доит“ толстые журналы, то есть почти задаром берёт тексты авторов, уже найденных журналами, тексты, тщательно отредактированные в журналах лучшими редакторами, и тискает их в своих „серьёзных“ — в „серой“, например, сериях, здорово экономя на редактировании и корректуре»[8].