Ваджрабодхи


Ваджрабодхи (кит. Цзинь Ганчжи 金剛智 , яп. Конготи; 671—741) — выдающийся буддийский монах и переводчик, один из основателей эзотерического буддизма в Китае.

Ваджрабодхи был учителем прославленного монаха Амогхаваджры и распространителем в Китае Сарва-татхагата-таттва-самграха-сутры (известна также как Ваджрашекхара-сутра или Ваджраушниша-сутра), которую, с некоторым допущениями, можно считать основополагающим текстом тантрического буддизма в Китае (его также называют «буддизмом йоги» или «буддизмом мантры» — чжэньянь). Три современника — Ваджрабодхи, Амогхаваджра и Шубхакарасимха в научных текстах часто обозначаются как «Три Великих Ачарьи (мастера)» периода Тан и почитаются как основатели китайской школы «чжэньянь». В реальности они никогда не составляли единой школы, свои учения основывали на совершенно разных текстах и идеях, а представления о «школе» являются изобретением их позднейших последователей в Китае и Японии.

О жизни Ваджрабодхи сохранились сведения в нескольких исторических источниках, среди которых есть заметки его любимого ученика Лу Сяна и дошедшая до наших дней переписка Амогхаваджры с китайским правительством. Большинство источников утверждает, что Ваджрабодхи родился в Южной Индии в семье брахмана (его отец служил священником и архитектором в Канчипураме). Подобно иным стандартным жизнеописаниям выдающихся монахов, его агиография сообщает, что с детства он был выдающимся ребенком, в малолетнем возрасте освоил множество текстов и в 10 лет стал студентом буддийского университета в Наланде (по другим сведениям он оказался там в 16 лет). В университете он проходил обучение под руководством выдающегося логика Дхармакирти. Далее он изучал Сарва-татхагата-таттва-самграха-сутру по руководством Шантиджньяны. В поисках новых идей и текстов он совершил путешествия в Шри Ланку и Шри Виджайю.

Узнав, что буддизм в Китае пользуется большим интересом и почётом, Ваджрабодхи решил отправиться туда морским путём. По дороге не обошлось без чудес: в море караван кораблей накрыл большой тайфун, и спаслось только то судно, на котором находился Ваджрабодхи беспрерывно повторявший священную формулу «махапратисара-дхарани». Захватив с собой по дороге Амогхаваджру, он в 720 году прибыл в столицу Чанъань. Сначала он остановился в храме Цуэнь, но затем обосновался в храме Цзяньфу. В обоих храмах он воздвигнул алтари для церемонии абхишека, на которых были изображены мандалы.

Подобно Шубхакарасимхе, Ваджрабодхи много времени посвящал исполнению буддийских ритуалов, проведению обрядов абхишека (освящение), обучению своих студентов и переводческой деятельности. Среди его учеников был прославленный китайский монах-учёный Исин, которому император Сюань-цзун (712—756) поставил задачу максимально овладеть новыми знаниями, которым обучал Ваджрабодхи, и помогать ему в переводах с санскрита на китайский.