Абхишека


Абхише́ка (IAST: abhiṣeka; «омовение», «окропление») — санскритский термин, которым в индуизме и других индийских религиях называют ритуальное омовение и умащения мурти[1]. Обряд абхишеки обычно сопровождается декламацией ведийских мантр и/или киртаном. Абхишека является обязательной частью сложного многодневного ритуала установки новых мурти в индуистских храмах.

Для совершения омовения, как правило, используют пять элементов, называемых панчамрита (это мёд, молоко, йогурт, сахар и гхи), цветочные лепестки, листья туласи, а также такие ингредиенты, как сандаловая паста, кунжутное масло и розовая вода. Полученная в результате абхишеки жидкость является священной и называется чаранамритой. Чаранамрита почитается как одна из форм прасада и распространяется среди верующих, которые пьют её и окропляют ей свои головы.

В ведийской религии абхишека являлась одним из основных моментов обряда царского посвящения раджасуя. Раджу, выступавшего жертвователем, омывали водой из различных священных рек, налитой в 4 сосуда, каждый из которых был изготовлен из разных пород дерева. Радже вручались лук и стрелы, после чего, воздев руки к небу, он совершал по одному шагу в направлении каждой из сторон света, тем самым принимая в своё владение горизонтальное пространство. В некоторых вариантах ритуала, это действо могло принимать форму военного набега на соседей, обитавших в четырёх направлениях. В продолжение обряда, раджа также совершал «три шага Вишну», таким образом овладевая землёй, воздушным пространством и небесами — вселенной в вертикальном её делении. На всём протяжении ритуала раджа постоянно отождествлялся с Индрой и другими девами. Сама абхишека также называлась «абхишекой великого Индры» и осуществлялась подобно обряду посвящения Индры на небесное царство.

В тантрических сектах насчитывают до восьми разных обрядов абхишека, которые учителя-гуру используют для посвящения своего ученика (так как тантрическая практика основана на индивидуальном контакте между гуру и учеником, гуру даёт ему столько посвящений-абхишека, сколько считает необходимым). В рамках этой системы восьмая абхишека — Махапурнадикшабхишека, является квинтэссенцией всех ступеней посвящения, когда ученик-садхака достигает вершины духовной жизни. После неё он совершает обряд собственных похорон «шраддха» — предаёт огню священный шнур и пучок волос со своей головы, что символизирует полное самопожертвование. После этого отношения «учитель-ученик» завершаются.