Вазем, Екатерина Оттовна


Екатери́на О́ттовна Ва́зем (13 [25] января 1848, Москва — 14 декабря 1937, Ленинград) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог. Имя при рождении — Матильда. По первому мужу Гринёва, по второму — Насилова.

Она пришла в Санкт-Петербургское театральное училище в 1857 году маленькой девочкой и зачислена была не как большинство детей за казённый счёт, а в числе нескольких «своекоштных» воспитанников с оплатой обучения по 500 рублей в год, не имеющих ни «казённого содержания», ни «казённого стола». Лишь через шесть лет её перевели на появившееся в училище казённое место[3]. Её педагогами были Л. И. Иванов — в младших классах, А. Н. Богданов — в средних классах и в старшем классе она занималась у французского танцовщика Э. Гюге, работавшего в России с 1848 по 1869 год и воспитавшего плеяду русских классических балерин. В 1867 году окончила Санкт-Петербургское театральное училище[4].

По окончании училища была принята в Санкт-Петербургскую балетную труппу императорских театров, дебютировав 10 сентября 1867 года в балете «Наяда и рыбак» балетмейстера Ж. Перро в партии Наяды, Маттео — П. А. Гердт[5]. Через год добилась успеха, дебютировав в балете Конёк-Горбунок, или Царь-девица" Артура Сен-Леона, а с 1874 года заняла первое положение в театре[6]. Среди её партнёров по сцене были П. А. Гердт (постоянный партнёр по танцу в школе и на большой сцене), А. Ф. Вергина, А. Н. Кеммерер, К. И. Канцырева, Н. К. Богданова.

В репертуаре Екатерины Оттовны было 22 партии, из которых главные партии некоторых балетов специально для неё были сочинены Мариусом Петипа[1]. В своих «Записках балерины» Е. О. Вазем писала: «За семнадцать лет моего пребывания на сцене я, как выражались в театре, „держала“ всего 28 разных балетов»[7]. Среди её ранних партий: сольные танцы — ГаляЗолотая рыбка», балетмейстер А. Сен-Леон), «Корсар» (1868, балетмейстеры Ж. Перро и Ж. Мазилье), сольные танцы — «Дочь фараона» (1870, балетмейстер М. И. Петипа; с 1871 года — партия Аспиччии), партия Баттли в балете «Трильби» (балетмейстер М. И. Петипа, 1871), главные роли в балетах «Катарина, дочь разбойника» (1872), «Камарго» (1872).

С начала 1870-х годов балерина стала получать собственные бенефисы и постепенно выходит в примы-балерины Петербургской сцены. 31 января 1871 года состоялся бенефис трёх артистов: А. Ф. Вергиной, П. А. Гердта и Е. О. Вазем. Для этого тройного бенефиса Мариус Петипа поставил балетный спектакль «Две звезды», нехитрый сюжет которого заключался в том, что Аполлон не может из двух звёзд выбрать лучшую, чтобы присудить ей золотое яблоко, и в итоге делит яблоко пополам. «Буридановы муки» (или Парисовы, не могущего выбрать самую красивую богиню Олимпа) Аполлона изображал П. А. Гердт, а в образе двух звёзд, понятное дело, предстали две балетные звезды — ярые соперницы по сцене.