Иванов, Лев Иванович


Лев Ива́нович Ива́нов (1834—1901) — русский артист балета, балетмейстер, режиссёр балета и балетный педагог[1], ведущий солист петербургской труппы Императорских театров. Первый исполнитель в балетах Мариуса Петипа партии БазиляДон Кихот», петербургская постановка на сцене Мариинского театра, 1871) и партии СолораБаядерка», 1877). Постановщик классической Картины лебедей в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (1894) и первый постановщик балета «Щелкунчик» (1892, хореография не сохранилась). Заслуженный артист Императорских театров (05.12.1899)[2].

Начинал учиться танцу в Московской балетной школе, в 1844 году был переведён в Санкт-Петербургское театральное училище, где учился у А. И. Пименова, Ф. Маловерня, Э. Гредлю и Ж.-А. Петипа-отца[3]. По окончании училища в 1852 году был принят в петербургскую балетную труппу императорских театров[4]. Танцевал на сцене петербургского Большого театра, затем, с постройкой в 1860 году Мариинского театра — на его сцене[5]. Исполнял ведущие роли классического репертуара и характерные партии. Выступал в качестве «молодого» премьера (jeune premier). Танцевал, среди прочих, с Еленой Андреяновой и Татьяной Смирновой. В 1869 году, когда после отъезда из Петербурга Артура Сен-Леона на должность главного балетмейстера был назначен Мариус Петипа, в возрасте 35 лет Иванов занял положение первого танцовщика и мимика петербургского балета, — однако в силу возраста довольно скоро уступил первенство Павлу Гердту[6]. С течением времени перешёл к характерным танцам, в которых также имел полный успех[7]. Лучше всего ему удавались итальянские и испанские танцы.

Уйдя с исполнения первых ролей, продолжал исполнять пантомимные партии, а также занялся режиссурой и балетными постановками. С 1882 года он режиссёр[3], с 1885 года — второй балетмейстер Мариинского театра, помощник М. И. Петипа[4]. Последний раз выступил на сцене в 1893 году[6].

В балетмейстерской работе большое значение придавал музыке, видя в ней источник хореографической образности. Балетовед В. М. Красовская отмечала: «Исключительная музыкальность позволила Иванову создать выдающиеся образцы симфонической разработки танца — характерного (Половецкие пляски в опере „Князь Игорь“ Бородина, 1890) и классического (танец снежных хлопьев — „Щелкунчик“, 1892, сцены на озере — „Лебединое озеро“, 1895, Чайковского). Поэтическое содержание образов воплощалось балетмейстером в совершенную хореографическую форму. Деятельность Иванова — вершина академического стиля русского балета»[4]. Музыковед Борис Асафьев назвал Льва Иванова «душой русского балета».