Вайнберг, Моисей Самуилович


Моисе́й (Мечи́слав) Самуи́лович Ва́йнберг (в довоенных документах пол. Mojsze Wajnberg — Мо́йше Ва́йнберг[1]; 12 января[2][3] или 8 декабря[4] 1919, Варшава, Польская Республика — 26 февраля 1996, Москва, Россия) — советский композитор. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1990). Автор 26 симфоний (из них 4 камерные), 7 опер и других произведений практически во всех современных ему жанрах.

Родился в Варшаве в семье дирижёра и композитора еврейского театра Шмуэла (Самуила Моисеевича) Вайнберга (1883—1943) и актрисы еврейского театра на идише Сони Вайнберг (Суры-Двойры Штерн (Котлицкой); 1888—1943)[1][5][6], в 1916 году переселившихся из Кишинёва в Варшаву после кратковременного пребывания в Лодзи[7]. Самуил Моисеевич Вайнберг руководил оркестром в варшавском еврейском театре «Скала», где Моисей Вайнберг с десятилетнего возраста играл на фортепиано в сопровождающем постановки оркестре, а впоследствии был музыкальным руководителем нескольких постановок. Вместе с отцом участвовал в музыкальном сопровождении кинофильма «Fredek uszczęśliwia świat» (1936)[8]. В том же году участвовал в премьере фортепианного трио Анджея Пануфника вместе со скрипачом Станиславом Яжембским (сыном профессора консерватории Юзефа Яжембского) и виолончелистом Исааком Бакманом (в некоторых источниках ошибочно Иосиф)[9]. В 1939 году он окончил Варшавскую консерваторию как пианист по классу Юзефа Турчиньского. В том же году выступал в составе трио с братьями Бакман — Шимоном (скрипка, пол. Szymon Bakman, 1910—1975) и Исааком (виолончель, пол. Izaak Bakman, 1917—1942)[10].

С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года бежал в СССР; его семья, остававшаяся в Варшаве (родители и младшая сестра Эстер), была депортирована в Лодзинское гетто и в дальнейшем погибла в концентрационном лагере Травники. Вайнберг первоначально обосновался в Минске и некоторое время учился в Минской консерватории в классе композиции Василия Золотарёва. В 1941 году был эвакуирован в Ташкент, где познакомился с Дмитрием Шостаковичем — это знакомство оказало на Вайнберга большое влияние. В 1943 году вместе с Шостаковичем вернулся в Москву.

В феврале 1953 года был аре­сто­ван как зять С. М. Ми­хо­эл­са и как «при­быв­ший из-за гра­ни­цы»[11]. Ходатайство об освобождении Вайнберга писали Д. Д. Шостакович и Н. И. Пейко, однако Вайнберг остался за решеткой[12]. Освобождён после смерти Сталина, впоследствии реабилитирован.

Вайнберг как пианист исполнял и записывал свою камерную инструментальную музыку, в том числе — фортепианный квинтет op. 18 (в ансамбле с квартетом им. Бородина).