Вакф


Вакф (араб. وقف‎ — букв. «остановка», «приостановление», «удержание»), вакуф, хабус — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакф не могут быть переданы деньги). Посвящающий своё имущество в вакф называется учредителем вакфа.

Согласно мусульманскому праву вакуфное имущество (будь то земля, постройки и т. д.) перестает быть собственностью дарителя, но и не становится собственностью того, кто получает право пользования доходом, получаемым от него. Собственность, переданная в вакф, трактуется как благотворительное учреждение, доходы от которого тем или иным образом идут на нужды мусульманской общины (уммы). Принципиально здесь то, что при передаче имущества в вакуф действие права собственности как бы останавливается (вакуфа), и ни даритель, ни государство уже не могут в принципе изменить статус этого имущества.[2] Институт вакуфного имущества исходит из признания верховного права собственности на такое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительные цели.[3]

Аналогии, иногда проводимые между вакфом и отношениями доверительной собственности, достаточно ограничены (вакф ближе к англосаксонскому трасту):

Некоторые историки утверждают, что сам институт траста появился в XIIXIII веках в Западной Европе под воздействием вакфа, с которым столкнулись крестоносцы[4].

Создание вакфа возможно в письменном виде или путём публичного оглашения в мечети. Вакф вступает в силу немедленно и не может быть отозван. Для управления вакфом назначается особое лицо (мутаваллий); учредитель может указать способы расходования полученного дохода. В Османской империи использовалась практика назначения мутавалли самого учредителя или его детей для гарантии получения дохода. Возможна передача имущества в вакф в завещании, но в этом случае не может быть передано больше одной трети состояния.

Впервые появился в VIIVIII веках в Халифате и распространился на все мусульманские страны. С XI века вакф становится заметным в жизни общества. Надзор за правильностью расходования средств осуществлял кади или попечитель (назир). При Фатимидах в Египте возникли специальные ведомства по надзору над вакфами (диван аукаф, диван хубус).