Валентиниане


Валентиниане — последователи египетского философа II века Валентина, основавшего в Риме собственную философскую школу, гностико-христианское учение которой в Европе принято называть «валентианизмом» (англ. valentinianism; лат. valentinianismus, т.е. валентинианством).

Валентин (лат. Valentinus) был родом из Египта, жил в первой половине II-го века; прибыл в Рим при папе Гигине (136—140 годы папства) в 140 году, стал знаменит при папе Пие I (140—154/155) и дожил до времени папы Аникиты (154/155 — 165/166). Умер на острове Кипре в 160 году. Других достоверных сведений о его жизни нет. Его сочинения, как и вся почти гностическая литература, до нас не дошли, за исключением маловажных фрагментов.

Валентинова система, стоящая во главе египетского типа гностики, обстоятельно излагается в древнейшем и важнейшем источнике для изучения гностицизма — у Иринея Лионского, в его «др.-греч. Έλεγχος καί άνατροπή ψευδωνύμου» (книга I). В основе системы — общегностическая идея абсолютной полноты (πλήρομα) вечного бытия или мира эонов (άιώνες), из которого происходит и к которому возвращается всё способное к восприятию истины.

Ближайшими последователями Валентина, современных св. Иринею (ок. 130—202; Римская империя) были Секунд, Епифанэс, Птолемей и Ираклеон (Гераклеон).

Секунд (Secundus) внёс в идею плеромы начало пифагорейского дуализма, различая в высшей восьмёрке (огдоаде) правую и левую стороны, или свет и тьму.

Епифанэс (Epiphanes; не путать с другим гностиком-тёзкой) осложнил метафизическую часть системы ненужными диалектическими тонкостями, справедливо осмеянными у св. Иринея, как, например, различение между единичностью (μονότης), единостью (ένότης), единицей (μονάς) и единым (έν).