Вальберх, Иван Иванович


Ива́н Ива́нович Ва́льберх (Ва́льберг[1], Лесого́ров[2] 1766—1819) — русский артист балета, балетмейстер, педагог.

Иван Вальберх родился в Москве в семье шведского происхождения 3 (14) июля 1766 года[3]. Учился в Петербургской театральной школе у известных итальянских балетмейстеров Гаспаро Анджолини и Дж. Канциани[3]. Окончив её в 1786 году, был принят солистом в придворную балетную труппу. В 1787 году женился на выпускнице театральной школы Софье Петровне Ленц (1768—1811).

Исполнял партии Ромео («Ромео и Юлия» Штейбельта), Алексея («Дезертир»), Язона («Медея и Язон» Рудольфа), Ивана («Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству» Париса[4].

Набрав опыта, Вальберх с 1794 года занимался педагогической деятельностью в Петербургской театральной школе. Его учениками были: Е. И. Колосова, Я. Люстих, И. М. Аблец, А. И. Тукманова[4], А. П. Глушковский[3].

Иван Вальберх был первым русским балетмейстером, он поставил в 1795 году балет «Счастливое раскаяние», а в дальнейшем поставил ещё около 40 новых балетов и возобновил около 10 старых[4]. Среди поставленных балетов: «Бланка, или Брак из отмщения» А. Н. Титова (1803), «Граф Кастелли, или Преступный брат» В. Мартин-и-Солера (1804, Петербург; 1808, Москва), «Клара, или Обращение к добродетели» на музыку Й. Вайгля (1806, Петербург; 1815, Москва), «Рауль — Синяя борода, или Опасность любопытства» Кавоса (1807, Петербург; 1808, Москва), «Сандрильона» Штейбельта (1815), «Орфей и Эвридика» на музыку Глюка (1808), «Амазонка» Антонолини (1815). Иван Вальберх первым в России попытался создать балет на современную ему тему («Новый Вертер» Титова, 1799). Балет этот исполнялся в современных костюмах. Также Вальберх первым создал балет «Ромео и Юлия» на сюжет шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» (1809)[4][3].

Иван Иванович Вальберх работал до конца жизни и скончался в Санкт-Петербурге 14 (26) июля 1819 года[3], похоронен на Смоленском православном кладбище[5].