Вантовый мост (Рига)


Ва́нтовый мост (латыш. Vanšu tilts, ранее Горьковский мост) — автодорожный сварной металлический вантовый мост, с велосипедно-пешеходной полосой вдоль ограждения, через Даугаву в Риге[2]. Мост соединяет части улицы Кришьяня Валдемара на правом и левом берегах Даугавы.

Вантовый мост функционально сменил четвёртый по счёту понтонный мост, который действовал в этом месте Даугавы с 1957 года и был демонтирован после постройки Вантового моста в 1981 году.

Проект разработан Киевским филиалом Союздорпроекта (главные инженеры проекта — Г. Б. Фукс и М. М. Корнеев, главный архитектор — А. Е. Гаврилов)[3] при участии института Гипростроймост.

Строительство моста началось в октябре 1978 года. Работы по возведению моста проводил Мостоотряд № 17 Мостостроя № 5[4]. Металлические конструкции были изготовлены на Воронежском мостовом заводе. Крупные секции пролётного строения собирались на берегу, а затем доставлялись на понтонах в створ моста, где устанавливались на временные и постоянные опоры[5]. Монолитный железобетонный пилон сооружался в передвижной опалубке. Открытие моста состоялось 21 июля 1981 года.

В проектировании и строительстве моста в 1978 году участвовали сотрудники ОАО «Институт Гипростроймост» З. С. Гевондян и А. П. Грецов, а в проектировании и строительстве комплекса инженерных сооружений по трассе мостового перехода И. И. Фандеев.[источник не указан 1858 дней] Создателям моста в 1983 году присуждена Государственная премия СССР[2].

Летом 2012 года Рижская городская дума была вынуждена организовать временную круглосуточную охрану моста из-за нескольких попыток людей забраться вверх по вантам моста[6][7][8], включая один случай самоубийства[9]. За это время ванты были обтянуты колючей проволокой, нижние концы покрашены скользкой краской[10].