Варна (линейный корабль)


«Варна»парусный линейный корабль Черноморского флота Российской империи, находившийся в составе флота с 1842 по 1854 год, представитель серии кораблей типа «Султан Махмуд», участник Крымской войны. До войны неоднократно принимал участие в практических плаваниях эскадр флота в Чёрном море и перевозке войск между черноморскими портами, а во время обороны Севастополя был затоплен на рейде.

Один из восьми парусных 84-пушечных линейных кораблей типа «Султан Махмуд», строившихся в Николаеве с 1836 по 1845 год[комм. 1]. Прототипом серии послужил корабль «Силистрия». Круглая корма этих кораблей повышала прочность корпуса, в его наборе использовались металлические детали, а пеньковые канаты были заменены якорь-цепями. Водоизмещение корабля составляло 3790 тонн, длина между перпендикулярами — 59,7 метра, длина по гондеку — 60,2 метра, ширина 16,2—16,3 метра, глубина интрюма — 8,1 метра, а осадка — 7,2 метра. Вооружение корабля по сведениям из различных источников составляли от 84 до 96 орудий, из них от пятидесяти восьми до шестидесяти четырёх 36-фунтовых и восемь 18-фунтовых чугунных пушек, двадцать 24-фунтовых пушек, десять 36-фунтовых, две 24-фунтовых, одна 12-фунтовая и две 8-фунтовых карронады, четыре 1-пудовых единорога, а также 3-фунтового фальконета. Экипаж корабля состоял из 750 человек[1][2][3].

Корабль назван в честь взятия турецкой крепости Варна русской армией при содействии Черноморского флота 29 сентября (11 октября1829 года[4]. На лицевой стороне закладной доски была нанесена гравировка: «84-пуш. корабль. Заложен в присутствии гг. главного командира Черноморского флота и портов генерал-адъютанта, вице-адмирала и кавалера Лазарева 1-го, начальника штаба контр-адмирала Хрущева, обер-интенданта контр-адмирала Дмитриева и исправляющего должность начальника Корпуса корабельных инженеров подполковника Воробьева», а на обороте: «Строитель Корпуса корабельных инженеров подполковник Воробьев. Октября 4 дня 1838 года. Николаев»[5].

Линейный корабль «Варна» был заложен 4 (16) октября 1838 года на стапеле Николаевского главного адмиралтейства и после спуска на воду 26 июля (7 августа1842 года вошёл в состав Черноморского флота России. Строительство вёл начальник корабельных инженеров Черноморского флота, полковник Корпуса корабельных инженеров И. Д. Воробьев. В следующем 1843 году корабль перешёл из Николаева в Севастополь[4][6][7].