Варшаво-Венская железная дорога


Дорога проходила по территории Привислинского края Российской империи и соединяла Варшаву с австрийско-русской границей. Вторая (после Царскосельской) железная дорога в Российской империи и первая на территории тогдашней Польши.

История дороги начинается с 1835 года, когда появились проекты будущей линии Варшава — Зомбковицы длиной 308 вёрст. Для строительства дороги в 1839 году крупные польские банкиры организовали акционерное общество «Железная дорога Варшаво—Венская» («Drogi Żelaznej Warszawsko-Wiedeńskiej»). Так как дорога должна была выходить к строящимся в то время Верхнесилезской железной дороге (Пруссия) и Северной железной дороге императора Фердинанда (Австрия), то ширина колеи была принята равной 4’ 8½" (1435 мм), как на этих железных дорогах. В 1842 году акционерное общество обанкротилось, поэтому финансирование дороги теперь велось уже из государственной казны, при этом руководил строительством инженер-генерал Э. И. Герстфельд, автором проекта и главным инженером строительства был русский инженер польского происхождения Станислав Высоцкий (pl), рельсы изготавливались на заводе «Гута Банкова» (pl). Дорога строилась однопутной, но земляное полотно и каменные опоры мостов изначально создавались под два пути. Минимальный радиус кривых на железной дороге был 670 м[1].

Уже в 1840 году началось пробное движение поездов на участке Варшава — Скерневице. Изначально планировалось, что перевозки по дороге будут осуществляться с помощью лошадей, однако вскоре было решено сразу начать использовать современные паровозы. К ноябрю 1844 года дорога была проведена до Прушкува, а 28 ноября того же года на дороге в качестве гостя совершил поездку наместник Царства Польского И. Ф. Паскевич.