Исэ синто


Исэ синто (яп. 伊勢神道 Исэ синто:) или ватараи синто — учение, созданное во внешнем храме Исэ, на основе рёбу синто.

В период Камакура император Японии утратил свою власть. Вместе с этим прекратилось государственное финансирование храма Исэ. Служители были вынуждены искать частных спонсоров, которые предпочитали вкладываться в наиболее значимых персон. Если почитаемая во внутреннем храме Исэ Аматэрасу была главным божеством императорского рода, то почитаемая во внешнем храме Тоёукэ была лишь кухаркой при ней. Поэтому Ватараи, род священников внешнего святилища рисковал остаться ни с чем. Сначала Ватараи занялись переписыванием божественной истории, оставаясь в рамках каноничных Нихонги и Кодзики. Они выискивали намёки, включая находящиеся на уровне игры слов, которые позволили бы связать Тоёукэ с каким-либо персонажем священных текстов. Так, в прочтении Ватараи Тоёукэ успела побыть дочкой Аматэрасу, одним из сопровождающих основателя императорского рода Ниниги и божеством воды рождённым Идзанаги и Идзанами.

Ватараи синто было представлено внешнему миру в 1285 году, в атмосфере возрастающего интереса ко всему японскому. В составленных по требованию императорского двора «Тайных записях об именах богов двух императорских храмов» было сделано утверждение, что будда Дайнити и божества храма Исэ имеют один дух. В доказательство цитировались пять никому ранее неизвестных сочинений. Как утверждали Ватараи, эти «наиболее древние писания святилищ и высшие таинства императорского дома», якобы обнаруженные ещё в пятом веке, являются более древними трудами чем Нихонги и Кодзики. А следовательно они более истинны. Помимо претензий на единство духа двух святилищ, из этих пяти сочинений и «Тайных записей» также следовало что Тоёукэ является Амэ-но Минакануси, первым божеством, появившимся после разделения неба и земли. Таким образом она получалась главнее Аматэрасу. Более того, одно из пяти сочинений именовало Тоёукэ не только императорским божеством Кодайдзин, то и Сияющей с Небес — Аматэрасу. Таким образом, слово «Аматэрасу» из имени собственного превращалось в простой титул. Правомочность титула объяснялась тем что Тоёукэ — богиня Луны, Аматэрасу — богиня Солнца и они с равной яркостью светят в небесах. Наконец, в уста «настоящей» Аматэрасу были вложены слова о том, что прежде чем почитать её, следует почтить святилище Тоёукэ. Все вышеперечисленное повергло жрецов внутреннего святилища в шок, от которого они не могли оправиться почти десять лет. В 1296 году они подали формальный иск о пользовании слова «императорский» по отношению к внешнему храму и потребовали предъявить сами сочинения на которые ссылались Ватараи. Однако, те отказались предъявить непосвящённым «самые большие сокровищницы тайн».