Каннуси


Каннуси (яп. 神主, изначальное произношение — «камунуси»), также называемый синсёку (яп. 神職) — человек, отвечающий за содержание синтоистского святилища и поклонение ками[1]. Символы в слове «каннуси» могут быть также прочитаны как «дзинсу», с тем же самым значением.

Существовало четыре главных рода каннуси — Накатоми, Имбэ, Сарумэ и Урабэ. Первые три, как считалось, вели свою родословную от богов, участвовавших в извлечении Аматэрасу из грота. Накатоми происходил от Амэ-но коянэ. Имбэ почитали своим предком божество Амэ-но футодама. Сарумэ — Амэ-но удзумэ. Последний, четвертый род Урабэ считается отделившимся от рода Накатоми (хотя последние исследования показывают обратное). Самым главным считался род Накатоми. Не меньшим влиянием пользовалась их светская ветвь, знаменитый род Фудзивара[2].

Первоначально каннуси выступал посредником ками, доносившим божественную волю до простых смертных[3]. Он был чудотворцем или святым, который благодаря своей практике очищающих ритуалов достиг способности быть медиумом для ками. Позднее термин «каннуси» эволюционировал, став синонимом «синсёку» — человека, работающего в святилище и отвечающего за религиозные церемонии[1][4].

В древности, благодаря пересечению политической и религиозной власти, в роли каннуси выступал глава клана, который возглавлял членов клана на время религиозных церемоний. Порой это могло быть другое официальное лицо[4]. Позднее роль каннуси стала более специфичной. Термин «каннуси» фигурирует как в Кодзики, так и в Нихон сёки[4]. Согласно этим текстам, каннуси становились императрица Дзюнгу и император Судзин[3]. В одном и том же храме может быть несколько различных типов каннуси. Так, например, в Исэ Дзингу или святилище Омива можно встретить о-каннуси (яп. 大神主), со-каннуси (яп. 総神主) и гон-каннуси (яп. 権神主)[3][4].

Каннуси могут жениться, и обычно их дети наследуют их должность[5]. Хотя эта практика ныне не имеет официального статуса, она по-прежнему существует[6]. Одежда каннуси, такая как эбоси (яп. 烏帽子), каригину (яп. 狩衣 «одежда для охоты», охотничья одежда аристократов в Эпоху Хэйан)[7] и дзёэ (яп. 浄衣, белый каригину)[8] не имеет какого-либо религиозного смысла. Это всего лишь официальная одежда, в прошлом использовавшаяся при императорском дворе[5][9]. Это подчеркивает близкую связь между культом ками и фигурой императора[5].