Вдачи


Вдач — в Древней Руси предположительно представитель одной из категорий рядовичей, наряду с закупами, бедный человек, получивший ссуду хлебом или деньгами с условием отработки этого долга в течение определённого срока и попадавший в кабальную зависимость к ссудодателю. Если в срок работа не выполнялась, то должник обязан был возвратить долг.

Известен по ст. 111 Устава о холопах Пространной редакции Русской Правды, в ряде изводов которой (Троицкий IV список) читается: «А вдач не холоп и ни по хлебе роботят ни по придатце; но оже не доходят года, то ворочати ему милость, отходит ли, то не виноват есть», то есть долг, взятый хлебом или деньгами, не превращает должника в раба; долг подлежит либо возврату, либо отработке в определённый срок. Термин «вдач» точно не установлен, поскольку в других изводах Русской Правды имеется разночтение «въ дачѣ» («А въ дачѣ не холопъ», Толстовский, Троицкий IV списки и др.) или «вда цену» (Пушкинский список)[1]. «Дача» может пониматься как ссуда, передаваемая господином закупу[2], а смысл статьи заключается в том, что за ссуду деньгами или хлебом или за проценты не обращают в рабство (холопство)[1].

В. И. Сергеевич цитировал этот текст по списку Мусина-Пушкина: «Вда цену не холоп...» и считал, что статья имеет в виду рабочих, нанимаемых на годовой срок и получающих плату вперёд. Плата эта давалась или натурой (хлебом и придатком к денежной наёмной плате), или деньгами («вда цену»)[3]. М. А. Дьяконов считал, что закуп — дворовый или пашенный наймит, работавший за плату, которую он получал вперёд, в то время как вдач — человек, отрабатывавший господскую «милость». Общая черта и того, и другого состояла в том, что они должники своих господ, но не холопы. О вдаче это прямо сказано, что указывает на тенденцию заимодавцев считать их несвободными. Свобода закупов ограждалась в отдельных случаях, но эта свобода была непрочной: ряд проступков закупа (бегство, кража) вёл к её утрате. Кроме того, господин имел право наказывать закупа за вину[4]. М. Ф. Владимирский-Буданов полагал, что статья указывает источник одного рода закупничества[5].