Великая иллюзия


«Вели́кая иллю́зия» (фр. La grande illusion) — французский драматический художественный фильм, созданный режиссёром Жаном Ренуаром в 1937 году. Назван по книге британского экономиста Нормана Эйнджелла, считавшего, что общие экономические интересы европейских наций делают войну бессмысленной.

Первая мировая война. Французские лётчик Марешаль и офицер штаба дивизии Боэльдьё во время разведывательного полёта сбиты немецким асом фон Рауффенштайном, для которого классовые различия существеннее национальных. Он приглашает французов — «если среди них есть офицеры» — на ужин, пока их не забрали в лагерь для военнопленных, не отказывает в гостеприимстве и простолюдину Марешалю, но за столом его не замечает, а с аристократом Боэльдьё легко находит общий язык.

Пленных отправляют в лагерь, где уже томится немало французов, в том числе офицер Розенталь из богатой еврейской семьи; роскошные продуктовые посылки, которые он получает от родственников, скрашивают жизнь всему бараку. По ночам обитатели барака с риском для жизни роют тоннель для побега.

Тоннель уже готов, но французов неожиданно переводят в другой лагерь. После долгих скитаний по немецким лагерям и неоднократных попыток побега Марешаля и Боэльдьё отправляют в крепость, из которой, как утверждает её комендант, ещё никому не удавалось бежать. Комендантом крепости оказывается Рауффенштайн, после тяжёлых ранений получивший инвалидность. Он тепло встречает французов, создаёт для них наилучшие условия, но, при всём уважении к их патриотизму, предостерегает от новых попыток побега. В крепости лётчики вновь встречаются с Розенталем.

Относясь пренебрежительно к Марешалю и Розенталю, Рауффенштайн часто и доверительно беседует с Боэльдьё, полагая, что их объединяет общая беда: «чем бы ни закончилась эта война, она станет концом и для Рауффенштайнов, и для Боэльдьё». Ответная симпатия Боэльдьё, который и в крепости не обходится без белых перчаток, не мешает французу готовить вместе с товарищами очередной побег. В последний момент он отказывается бежать вместе с Марешалем и Розенталем («ваш план хорош для двоих») и остаётся, чтобы отвлечь внимание охраны от беглецов.

Тяжело раненый Рауффенштайном, Боэльдьё умирает у него на руках, а Марешаль и Розенталь пытаются добраться до швейцарской границы. По пути они находят приют у немецкой крестьянки Эльзы, потерявшей на войне мужа; просить прибежища их заставила вывихнутая нога Розенталя, но задерживает в доме любовь, вспыхнувшая между Эльзой и Марешалем, или просто тоска по нормальной жизни. Французы помогают Эльзе по хозяйству, играют с её маленькой дочерью, словно и нет никакой войны.