Великий утешитель


«Великий утешитель» — советская драма 1933 года режиссёра Льва Кулешова по сценарию Александра Курса. Премьера фильма состоялась 17 ноября 1933 года[1]. В основе фильма — факты из биографии американского писателя О.Генри и две его новеллы. Считается последним выдающимся фильмом Кулешова.

Продавщица Дульси грезит о лучшем, прекрасном мире. Её мечты основываются на рассказах писателя Биля Портера, начавшего свою литературную деятельность в тюрьме, став жертвой судебного произвола. Особых провинностей за ним не числится, он даже пользуется правом свободного передвижения. Администрация ценит писателя: отбывая наказание, он сочиняет красивые истории со счастливым концом.

Однако вскоре успешному писателю приходится столкнуться с явными несправедливостями, творящимися в тюрьме. Так, в частности, жестоко избивают по политическим мотивам друга писателя — Джемса Валентайна. Однако однажды Валентайну предлагают свободу в обмен на помощь с вскрытием сейфа. Это предложение даёт возможность Портеру думать о скором избавлении своего друга от тюрьмы. Фантазии на эту тему становятся основой для нового рассказа писателя.

Но администрация тюрьмы обещание не сдерживает, а Валентайн в скором времени умирает. Его смерть вызывает бунт заключённых, недовольных существующими порядками. Разрушены и воздушные замки Дульси. Прозревшая, она убивает своего сожителя — полицейского сыщика.

А Биль Портер приходит к выводу о том, что он не в силах сопротивляться существующим порядкам, но когда-нибудь придут и другие.

«Фильм становится исповедью режиссёра и почти единственным в советском кино рассказом об отношениях между искусством и властью. Действие происходит в Америке, а исходным материалом служат рассказы О.Генри. Главный герой, известный писатель, оказывается в тюрьме. Сидя за решеткой, он сочиняет красивые, убаюкивающие истории со счастливым концом. Читающая публика (в лице Дульси — Александры Хохловой) воспитана на его сентиментальных историях и мечтает устроить свою жизнь по этим правилам. Жизнь узников, снятая с предельным натурализмом, соседствует на экране с жизнерадостными, «плюшевыми» рассказами писателя, которые поставлены в изящном, виньеточном стиле добрых немых комедий. Здесь — вся кулешовская ирония и тоска по ушедшим светлым дням немого кино»[2].