Венера Эсквилинская


«Венера Эсквилинская» (итал. Statua di Venere Esquilina) — условное название античной статуи Венеры эллинистического периода, возможно, неоаттической школы I в. до н. э. Изображает юную богиню перед купанием (в иной версии — жрицу богини Исиды[1]. Её туника сброшена на кувшин. Руки утрачены, вероятно, были подняты для того, чтобы подвязать волосы. Тонкая, слегка манерная пластика характерна для италийских мастеров неоаттической школы того времени[2]. Статуя найдена при раскопках на Эсквилинском холме в Риме, отсюда название.

Скульптура была обнаружена в 1874 году на площади Данте на холме Эсквилин в Риме, вероятно, в той части, где находился Horti Lamiani[3], один из императорских садов, место, знаменитое находками античной скульптуры. В XVI и XVII веках здесь были найдены «Ниобиды», вариант скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья», бюст императора Коммода с атрибутами Геракла и «Дискобол».

После 1870 года здесь развернулись интенсивные строительные работы в связи реконструкцией Рима — столицы объединённой Италии[4]. Найденная скульптура с 1997 года находится в экспозиции римского музея Чентрале Монтемартини, входящего в комплекс Капитолийских музеев [5]. Руки изваяния были утрачены, видимо, при падении статуи.

Историк Лицино Глори (итал. Licinio Glori) в 1955 году высказал предположение, что это портрет Клеопатры VII. В связи с этим изображение кобры на сосуде рядом с Венерой трактуется как священный урей египетских фараонов. В 1994 году Паоло Морено (итал. Paolo Moreno) сравнил черты Венеры со скульптурными портретами Клеопатры, хранящимися в Берлине и в Музеях Ватикана, а также изображениями царицы на монетах, и пришёл к выводу, что, по крайней мере, между ними существует некоторое сходство.

В Лувре хранится торс, повторение Венеры Эсквилинской — образец произведения неоаттической школы скульптора Пасителя.

Кларк сообщает, что Венера Эсквилинская, так же как и луврский торс, является репликой утраченного древнегреческого оригинала, бронзовой статуи. Как отмечает исследователь, сложение Венеры Эсквилинской ещё далеко от идеала классического периода: