Венера и Марс (Боттичелли)


«Венера и Марс» (итал. Venere e Marte) — картина выдающегося итальянского живописца периода кватроченто — раннего итальянского Возрождения флорентийской школы Сандро Боттичелли. Написана около 1483 года, возможно, по заказу знатной флорентийской семьи Веспуччи. Находится в экспозиции Лондонской национальной галереи[1].

Согласно древнегреческому мифу, богиня любви, Афродита (Венера в древнеримской мифологии), супруга хромоногого и уродливого Гефеста (Вулкана), влюбилась в Ареса (Марса, которого древние римляне считали своим покровителем) и изменила мужу. История рассказывается в «Одиссее» Гомера и в «Метаморфозах» Овидия, а также в средневековом «Романе о Розе». Сюжет был очень популярен в Италии XV—XVI веков, поскольку в нём провозглашалась власть богини любви над мужчинами и её благотворное влияние. Известны многочисленные книжные миниатюры на эту тему, а также росписи свадебных сундуков кассоне с изображением истории Венеры и Марса, весьма подходящей к свадьбе.

Марсилио Фичино, итальянский философ, гуманист, астролог и глава Платоновской академии во Флоренции интерпретировал сюжет о Венере и Марсе с помощью астрологических символов:[2]. По определению Марсилио Фичино, «Марс — выдающийся по силе среди планет, потому что он делает мужчин сильнее, но Венера овладевает им… она вроде бы овладевает Марсом, но Марс никогда не овладевает Венерой»[3].

Аллегорической теме идиллического союза Марса и Венеры, уходящей корнями в дидактическую поэму Лукреция «О природе вещей» (I, 31-40), посвящали свои стихи многие известные поэты, в том числе Анджело Полициано (Стансы, I, 122—126) и правитель Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный («Любовь Венеры и Марса»).

В живописи была распространена сцена в спальне, где обманутый муж застаёт любовников. Паоло Скьяво в картине «Царство любви» написал Венеру и Марса, пойманных сетью Гефеста. Однако наиболее известны интерпретации сюжета в картинах Пьеро ди Козимо и Сандро Боттичелли, значительно отличающиеся от фривольного анекдота[4].

Картина Боттичелли была написана в связи с бракосочетанием в семье Веспуччи. Эта семья (из которой, в частности, происходил мореплаватель Америго Веспуччи) была давно связана с семьёй Филипепи (настоящая фамилия живописца Боттичелли). О заказе, согласно интерпретации Эрнста Гомбриха, свидетельствуют осы вокруг дупла в правом верхнем углу картины — пчёлы изображены на гербе семьи Веспуччи[5]. В произведении Боттичелли популярный сюжет приобрёл новую трактовку в качестве «аллегории красоты и мужества, победы любви над войной»: