Венский штадтбан


Венский штадтбан (нем. Wiener Stadtbahn) — бывшая система общественного транспорта Вены, функционировавшая под этим названием с 1898 по 1989 год. Сегодня линии венского метро (нем. U-Bahn) U4 и U6, а также местная скоростная железная дорога используют инфраструктуру бывшего штадтбана. Название «штадтбан» восходит к использованию данного термина на рубеже XIX—XX веков для обозначения «полномасштабной» железной дороги в черте города, отделённой от всех других видов транспорта; иной смысл имеет термин «Stadtbahn», который стал использоваться в Германии после Второй мировой войны. Венский штадтбан является одним из наиболее известных образцов городской архитектуры в стиле ар-нуво. Наиболее известными зданиями являются два бывших входа на станции Карлсплац, которые в настоящее время используются как кафе и музей, а также отдельный павильон Хофпавиллон, построенный специально для императора Франца-Иосифа и расположенный в восточной части станции Хитцинг; сохранились и некоторые другие исторические станции, в том числе — в пригородах Вены.

Венский штадтбан был построен в период между 1894 и 1901 годом — одновременно с проведением работ по регулированию русла реки Вены и Дунайского канала. Фактически были проложены только пять линий из гораздо более обширной запланированной сети: нем. Wientallinie (линия Венской долины), линия Дунайского канала[1], линия Второго округа, линия Гюртель (нем. Gürtel)[2] и пригородная линия Форортелини (нем. Vorortelinie). Кроме того, был построен небольшой участок трассы, соединяющий линии Гюртель и Дунай между станциями Нуссдорферштрассе и Фриденсбрюке[3].

Из линий, которые не были построены, две должны были пересечь центр города, а одна должна была продолжить линию Гюртель вдоль южной дороги. Это могло бы сделать штадтбан как более привлекательным для пассажиров, так и более полезным для транспортировки товаров — но финансовые ограничения воспрепятствовали продолжению строительства. Структура венской сети штадтбана также предполагала её военное использование — это требовало полного соблюдения правил, созданных для магистральных железных дорог и интеграции штадтбан с обычным железнодорожным сообщением, что, в свою очередь, увеличивало затраты. Когда линии постепенно открывались (в четыре этапа между 1898 и 1901 годом), они не смогли привлечь предполагаемое число пассажиров: простых граждан — из-за высокой стоимости проезда, состоятельных горожан — из-за гари и грязи, производимых паровозами (использовавшихся на линиях по требованию военных), а также и из-за невысокой скорости движения.

Во время Первой мировой войны, в 1918 году, эксплуатация штадтбана была приостановлена из-за нехватки угля. Впоследствии три линии: Винталь, Донауканаль и Гюртель — были арендованы городскими властями. Они были электрифицированы и вновь открылись в 1925 году, под названием «Венская электрическая столичная железная дорога» (нем. Wiener Elektrische Stadtbahn).