Вербек-Свардстрём, Вальборг


Вальборг Вербек-Свардстрём (швед. Valborg Werbeck-Svärdström, полное имя Valborg Josefina Werbeck-Svärdström; 18791972) — шведская оперная певица и педагог, антропософ.

Родилась 22 декабря 1879 года в Евле в семье Карла Йохана Свардстрёма и его жены Марии Жозефины (урождённая Бьёрквист), приехавших в Евле из окрестностей Фалуна. Её мать была швеей и хорошо пела, отец работал почтальоном, а затем торговцем. Семья состояла из шестерых детей, из которых два мальчика (Карл и Биргер) умерли в раннем возрасте; четверо девочек: Вальборг, Ольга, Сигрид и Астрид прожили долго.[4]

В 1890 году семья переехала в Стокгольме, где отец открыл свой собственный магазин. Все девочки посещали школу совместного обучения в Юрсхольме — в ней преподавали такие известные личности, как Виктор Рюдберг, Йохан Бергман[швед.], Натанаэль Бесков[швед.], а также Алиса Тегнер (была учителем музыки). Она и заметила талант Вальборг, разрешала ей петь на школьных церемониях и на небольших концертах в рядом находящейся церкви. Песня «Gläns över sjö och strand[швед.]» на стихи Виктора Рюдберга изначально была написана Алисой Тегнер для Вальборг.[4]

По окончании школы, в 1894 году, Вальберг начала учиться вокалу в Королевской высшей музыкальной школе в Стокгольме. Здесь в числе её преподавателей были: баритон Оскар Лейдстрём (Oscar Leijdström) и сопрано Вендела Андерссон-Соренсен[швед.]. Позже ей давала уроки известная оперная певица и педагог Сигне Хеббе. Дебют Вальборг Свардстрём состоялся в Шведской королевской опере в 1900 году в заглавной роли оперы Амбруаза Тома «Миньон[швед.]». Затем последовали также заглавные роли в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и «Лакме» Делиба.[4]

За время пребывания в Королевской опере, певица исполнила главные партии в операх Моцарта, Глюка, Гуно, Доницетти, Чайковского, Вагнера, Вебера, Мендельсона и Россини. В 1904 году она получила стипендию Енни Линд и продолжила учёбу за границей, в том числе у Дезире Арто в Париже, продолжая свои выступления. Весной 1905 года у Вальборг Вербек-Свардстрём случился кратковременный паралич голосовых связок — она не могла ни говорить, ни петь. Длившийся две недели кризис голосовых связок стал решающим для её дальнейшего развития. Она начала усердно тренировать свой голос, изучая детали человеческого голоса. На основе этого знания певица основала собственную школу «Die Schule der Stimmenthüllung», и преподавание пения стало важным этапом её дальнейшей карьеры.[4]