Вербицкий, Михаил Михайлович


Михаил Михайлович Вербицкий (укр. Михайло Михайлович Вербицький); (4 марта 1815 — 7 декабря 1870) — украинский композитор, общественный деятель, священник, автор музыки гимна Украины «Ще не вмерла Україна…».

Михаил Вербицкий родился 4 марта 1815 года в селе Яворник-Руски[2][3] (польск. Jawornik Ruski) (Австрийская империя, ныне Польша) и был крещен в селение Улючь[pl][4], где его отец служил священником в старинной деревянной Вознесенской церкви. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отец умер. Над Михаилом и его младшим братом Володиславом взял опекунство дальний родственник — пшемысльский владыка Иоанн (Снегурский), один из видных деятелей Украинской греко-католической церкви. Вначале они вместе с братом учились в гимназии, а после — в лицее.

В 1828 году при пшемысльской кафедре епископ Иоанн основал хор, а после и музыкальную школу, в которой и научился петь Михаил. Уже на Пасху следующего 1829 года этот хор дебютировал в праздничном богослужении, где Михаил вместе с Иваном Лавровским выступали как солисты. Увидев такой блестящий результат епископ Иоанн приглашает из Чехии квалифицированного дирижёра и композитора — Алоиза Нанке. Именно у Нанке Михаил получил системное музыкальное образование, в частности по композиции. Его учителями были, в частности, чехи Винсент Серсави (Vincent Sersavi) и Франц Лоренц (Franz Lorenz)[5]. Важное значение для формирования будущего композитора имел репертуар хора, состоящий как и из произведений классических композиторов — Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, так и из музыки украинских композиторов — Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского.

Именно духовные концерты Бортнянского наиболее повлияли на музыку Западной Украины и, в частности, на мировоззрение Вербицкого. В то время в церковной музыке преобладало одноголосие и простое двухголосие, а Бортнянский привнёс высокопрофессиональное многоголосие.

Со временем Михаил Вербицкий поступает в Львовскую духовную семинарию. Там он руководит хором семинарии, осваивает игру на гитаре, которая сопровождает его потом на протяжении всей жизни. Многочисленные произведения, переложенные или созданные им для гитары, стали популярными в галицком домашнем музицировании. До нашего времени сохранилось созданное им «Поученіе Хитары» (укр. «Поученіє Хітари»), которое стало одним из первых подобных пособий Украины. Его дважды исключали из семинарии за «веселые песни, игру на гитаре, опоздания на утренние молитвы». В третий раз, он сам отказался продолжать обучение после свадьбы и необходимости содержать семью[5].

Во второй половине сороковых годов девятнадцатого века Михаил Вербицкий обращается к религиозной музыке — в этот период он пишет полную Литургию для смешанного хора (1847), которая и сегодня звучит во многих церквях Западной Украины. Кроме того, он создаёт церковное пасхальное произведение «Ангел Вопияше» (укр. «Ангел вопіяше») и другие церковные композиции.