Веригин, Пётр Васильевич


Пётр Васильевич Вери́гин (29 июня [11 июля1859, с. Славянка, Елизаветпольская губерния — 29 октября 1924, Британская Колумбия) — руководитель значительной части верующих-духоборов в Российской империи и Канаде в 18871924 годах.

Пётр Васильевич Веригин родился в 1859 году в селе Славянка Елизаветпольской губернии (ныне — Кедабекский район Азербайджана), в богатой и влиятельной семье.

В начале 1880-х годов Славянку посетила Лукерья Васильевна Калмыкова (урождённая Губанова), тогдашняя руководительница закавказских духоборов, и предложила молодому Веригину работать у неё в духоборской штаб-квартире, так называемом «Сиротском доме» в селе Гореловка (Горелое) Тифлисской губернии (ныне — Ниноцминдский район Грузии). Веригин оставил свою жену в Славянке, и прожил несколько лет в Сиротском доме как помощник и секретарь Лукерьи и командир духоборской милиции («казаков»).

Лукерья, вдова предшествующего главы духоборов, Петра Калмыкова, была бездетна, и готовила преемника себе в лице Веригина. После её смерти в 1886 году в среде духоборов произошёл раскол: хотя большинство («Большая сторона») поддерживали кандидатуру Веригина, другие — включая старшее поколение духоборов («Малая сторона») предпочли брата Лукерьи — Михаила Губанова.

В конце июня 1887 года руководитель Ахалкалакского уезда сообщил губернатору Тифлиса, что Веригин неожиданно вернулся в город Ахалкалаки без паспорта, и попросил полицию разрешить посетить духоборцев. Его снова отправили в Славянку. Веригин позже связался с духоборцам села Гореловка через других посланников, а также по телеграфу, призвав их не подчиняться местному правительству и контролировать имущество Калмыковой.

В конечном итоге это привело к высылке 27-летнего Веригина с 1887 года в Шенкурск. Впоследствии его ссылка продлевалась на 5 лет в административном же порядке ещё дважды, а он сам был перемещён в места всё более удалённые: в 1890 году в Колу, и в 1894 году в Обдорск (ныне Салехард)[2]. В ссылке он ознакомился с учением Л. Толстого о непротивлении злу насилием, и продолжал руководить своими сторонниками путём переписки и общения с посланцами духоборов, которые встречались с ним, нередко втайне от властей.