Вероучение и религиозная деятельность амишей


Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Амиши ждут Второго Пришествия Иисуса Христа и Его тысячелетнего царствования («Хилиазм»). Основные положения вероучения амишей заключены в «Декларации главных положений нашей общей христианской веры» (1632)[1]. Членство в Церкви амишей начинается с крещения по вере (кредобаптизма)  (англ.), которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере у амишей — это также необходимое условие для вступления в брак; и после того, как человек приобщается к церкви, он может вступать в брак только с единоверцами. Большинство амишей не строят храмов и других культовых сооружений, собрания и богослужения проводятся на дому у членов конгрегации (местной общины) по очереди[2].

Большинство конгрегаций амишей старого обряда не строят храмов, а проводят богослужение в частных домах. Соответственно, их иногда называют «домашние амиши» (англ. House Amish). Эта практика основана на следующем стихе Нового Завета: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живёт»[3]. Кроме того, ранние анабаптисты, от которых и произошли амиши, были гонимы и преследовались за веру; по этой причине они не могли создавать свои храмы, им было безопаснее молиться дома.

В отличие от церковных конгрегаций евангелистов, харизматов и баптистов, членом которых может стать любой человек, если он придёт и пожелает остаться и вступить, — членство в амишских конгрегациях связано с местом жительства. Члены одной конгрегации амишей — это, как правило, соседи, чьи дома и земельные участки примыкают друг к другу и находятся в пределах определённой территориальной границы конгрегации. Каждая конгрегация состоит из 25—30 соседних ферм или родственных семей, каждая из которых может быть членом только одной конгрегации, в пределах территории которой они постоянно проживают. Здесь не принято переходить из одной церкви в другую, как в современных протестантских церквях; предполагаются долгосрочные отношения. Поскольку долгосрочные добрососедские отношения, часто даже наследственное членство на протяжении многих поколений, являются нормой, последствия этого оказывают значительное влияние на человеческие взаимоотношения.

Конгрегации собираются через каждые две недели в воскресенье на целый день на семейной ферме одного из членов. Каждый член общины по очереди должен быть хозяином, принимающим у себя других; таким образом, за год каждая семья успевает побыть принимающей стороной. Эта практика основана на следующем положении библейского учения: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного»[4].