Верховный суд Белоруссии


Верховный суд Республики Беларусь (белор. Вярхоўны суд Рэспублікі Беларусь) — главный суд Республики Беларусь по гражданским, уголовным, административным, экономическим делам, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции, реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

После распада СССР и провозглашения в 1991 году Республики Беларусь суверенным государством, закрепившим в Конституции принцип разделения властей, возникла необходимость в организации самостоятельной и независимой судебной власти. Самым первым документом, который определил дальнейшее развитие судебной системы, стала Концепция судебно-правовой реформы, утверждённая Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 года. Концепция задала стратегическое направление по формированию институтов судебной власти как неотъемлемой части правового государства[1]. Большая часть Концепции по итогу не реализовывались в первозданном виде. Закон «О судоустройстве и статусе судей», который был принят в январе 1995 года, был ещё в значительной степени ориентирован на Концепцию. Но уже в 1996 году в новой редакции Конституции были изменены подходы к построению судебной системы, которые обеспечили её единство. В состав судебной власти был включён Конституционный суд Республики Беларусь.

Во время первого съезда судей значительно расширялась судебная юрисдикция. Остро стояла проблема материально-технического обеспечения судов. Ситуация на тот момент требовала комплексного рассмотрения и поиска путей решения многих накопившихся проблем. Именно поэтому Александр Лукашенко принял решение поддержать предложение председателей Верховного, Высшего Хозяйственного и Конституционного судов о созыве 5 декабря 1997 года первого съезда судей Республики Беларусь. Съездом был принят «Кодекс чести судьи Республики Беларусь». В нём были прописаны нормы, определяющие поведение судьи, пределы действия кодекса, правила поведения, обеспечивающие независимость, объективность и беспристрастность судьи, культура общения судьи, внеслужебная деятельность судьи, недопустимость использования судьёй своего служебного положения вопреки требованиям Конституции Республики Беларусь, ограничения участия судьи в политической деятельности, обязанность судьи по повышению своей профессиональной квалификации, этика судьи в судебном заседании, обязанности судьи перед судейским сообществом, обязанность судьи по сохранению профессиональной тайны, право судьи на проверку его заявлений, ответственность судьи перед законом[2]. Было принято решение о создании при БГУ Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции. Судьи, начальники и руководство активно принимали участие в передаче своих знаний ученикам. По итогам первого съезда было стимулировано активное развитие законодательной базы, была увеличена численность судейского корпуса, приняты различные меры.