Вечерние газеты


Вече́рние газе́ты — разновидность печатных СМИ; вид ежедневной периодической печати. Возникли в Западной Европе, США (начало XIX века) и России (середина XIX века) как дополнение к утренним изданиям газет, в которых актуализируются «утренние» и сообщаются вновь поступившие, наиболее актуальные (биржевые сводки, некрологи и т. п.), а также сенсационные новости. Разговорное наименование вечернего выпуска — «вечёрка».

Вечерние газеты появляются как отдельный вид продукции редакций периодических (как правило, ежедневных) газетных изданий, изначально — в дополнение к обычным (утренним) изданиям.

Появление этого вида прессы объясняется колоссальным ростом объёма информации и необходимостью её оперативного распространения, а также различиями во временны́х циклах труда и отдыха городских читателей. Ввиду особенностей потребления информационного продукта, и состава читательского контингента, вечерние газеты отличались от дневных своей рекламно-развлекательной направленностью, бо́льшей насыщенностью иллюстративным материалом; новостям общественно-политической жизни в них отводится меньшее место. Во всех странах, кроме социалистических, доход от рекламы является основным источником существования газет, включая вечерние.

С технической точки зрения издание вечерних газет, с момента их появления и вплоть до конца XX века было подчинено условиям производственного цикла высокой печати. Набор, вёрстка, сверка контрольных оттисков, наконец, окончательная печать тиража, подлежащего развозке в сеть централизованного первичного распределения тиража (как правило, учреждения почты и связи). Все эти этапы занимали, в своей совокупности, несколько часов, к которым добавлялось ещё несколько часов, необходимых для розничной доставки тиража из сети его первичного распределения — и поэтому до читателя новости доходили уже устаревшими примерно на половину суток.

Дополнительные издержки издателя — наём новых редакторов, корректоров и тому подобное, могущих работать в вечерние и ночные часы — важное, но не самое дорогостоящее условие создания «вечерней редакции». Хотя печать вечернего тиража и осуществляется, по определению, в утренние и дневные часы, по завершении печати тиража утренних газет — регулярное, ежедневное его исполнение требовало дополнительных затрат и со стороны типографий. Здесь существенную роль имеют капитальные затраты, связанные с расширением объёмом используемого шрифтового материала, созданием и обустройством новых дорогостоящих в оборудовании рабочих мест наборщиков и печатников и тому подобное.