Сенсация


Сенса́ция (фр. sensation от лат. sensus — букв. чувство, ощущение[1]) — необычное происшествие, получившее широкую огласку; форма подачи нового знания, способного изменить картину мира и традиционные представления о возможностях человека. Наиболее известны газетная, научная и литературная сенсации.

Создание полноценной научной сенсации — дело требующее профессиональной и регулярной работы. Должны существовать авторитетные источники научно-популярной информации, годами своей безупречной работы заслужившие доверие людей. Роль таких первичных источников доступной информации призваны исполнять пиар-отделы крупных научных организаций. Должны существовать качественные усилители этой первичной информации, то есть добросовестные и профессиональные СМИ. Раздражение, с которым учёные воспринимают публикации о науке в СМИ, стало уже общим местом. Современный человек испытывает информационное давление, поэтому, чтобы «зацепить» его важным сообщением, необходимо придать этому сообщению сенсационную форму или хотя бы снабдить его сенсационным заголовком. Коммерческие СМИ злоупотребляют этим, активно тиражируя лжесенсации[2].

Одной из наиболее известных литературных сенсацией обернулось анонимное издание «Персидских писем» (1721) Шарля де Монтескьё. В современную эпоху издательской сенсацией стал проект Спрэга де Кампа и Лина Картера по возрождению серии произведений про Конана Роберта Говарда. Несмотря на элемент скандальности, публикацию романа В. В. Набокова «Лолита» в 1955 году в Париже на английском языке следует считать крупной литературной сенсацией, потрясшей мировой книжный рынок и воображение массового читателя.

Чередой газетных и журнальных сенсаций сопровождалось становление импрессионистской живописи. Поводом для газетных сенсаций служили перформансы французского художника школы ташизма Жоржа Матье, спектакли с участием известных артистов или кинопремьеры.

В первой половине XX века кинематографической сенсацией были премьеры практически всех фильмов таких классиков как Фриц Ланг, Лени Рифеншталь и других.

Особо следует отметить лжесенсации. Хрестоматийный образец т. н. газетная утка — преднамеренно ложная информация, опубликованная в средствах массовой информации с корыстной или иной целью. Это интернациональное выражение: в большинстве языков лживую информацию в СМИ называют газетной уткой.